За год южноуралец Алексей Орлов преодолел на велосипеде почти 8 тысяч километров. От Тургояка до Байкала и обратно - маршрут путешественника-одиночки. Маршрут, проделанный ради воды.
Рыжеватая окладистая борода, выгоревшие брови, кудри, выбивающиеся из-под синей бейсболки, лучистые голубые глаза Алексея не вяжутся со спортивным многоскоростным велосипедом, обвешанным туристическим скарбом. Но именно на нем миассовец Алексей Орлов совершил свое масштабное путешествие. Год назад 22 августа он выехал из Миасса по направлению к Байкалу, прихватив с собой бутылочку водицы из Тургояка. По пути следования 43-летний странник ночевал в железнодорожных сторожках, в палатке в лесу, в сельских клубах, читал лекции в школах и университетах, рассказывал о Тургояке, младшем брате озера Байкал. Кстати, и свое странствие Алексей Анатольевич назвал именно так: "От брата к брату..."
Шаг от воды к воде
- Алексей, проехать 8 тысяч километров - это уже не просто турпоход. Ради чего была задумка?
- Цель моей поездки - сделать озеро Байкал символом объединения российских людей, особенно молодежи. А вместе с ним и Тургояк. Ведь по легенде озеро Тургояк образовалось от нескольких капель живительной воды Байкала, которую привез юноша Тур, чтобы вернуть зрение башкирской девушке Гояк. Поэтому я вез воду из Тургояка на Байкал, и поэтому сейчас в моем рюкзаке пара бутылок байкальской воды. Приеду домой - вылью "привет" от "старшего брата" в Тургояк... Знаете, мне кажется, только вода может спасти Россию. Ведь мы, люди, сами на 90% состоим из воды. И вода способна очищать и исцелять душу и тело, примирять и объединять людей. Одним словом, вода может помочь решить России проблемы с нравственным здоровьем, революциями, перестройками и демографией.
- Демографией!?
- Вода сближает людей. К примеру, если мы организуем "эстафету воды", когда молодежь с Байкала будет приезжать на Южный Урал и наоборот, или будем проводить фестиваль озерных людей, то сможем объединить российскую молодежь, дать ей новые возможности для общения. А общение - путь к решению демографического кризиса.
- Посетив озера-"побратимы", вы поставленную цель выполнили?
- Думаю, да. Правда, для полной реализации идеи нужно время. Я раньше был фермером и потому могу сказать: посеянное зерно не сразу дает урожай. А человек вообще овощ, долго вызревающий. Ему нужна как минимум сотня лет. Нас же постоянно отвлекают быт, суета, а о самом себе, о своем развитии уже нет времени и сил подумать. Но первый шаг я сделал. Следующие - уже за молодежью.
На дорогах одни иностранцы
- Это уже не первое ваше путешествие?
- Походов в жизни было много. Самое внушительное - поход по России с двухметровым крестом весом 36 килограммов. Я с ним проехал от Челябинска до Москвы и от Москвы до Владивостока. Хотел обратить внимание людей на проблемы России в 90-е годы. А на Байкале до этого раза я был дважды.
- Вы исколесили почти всю Россию. Какая она глазами велотуриста?
- Россия очень бедная. Причем не столько материально, сколько духовно ей сейчас тяжело приходится. То, что происходит с генофондом, в центральной части России не так заметно. А вот стоит проехать дальше, видишь: лес не своруешь - не выживешь. Народ спивается, озлобливается, забывает о главных ценностях. Поэтому сейчас нужно работать с молодежью, чтобы ее не упустить. Если не создать что-то интересное, если не предложить альтернативу пиву, улице и наркотикам, то мы потеряем свое будущее.
- В пути встречали таких же, как вы, велотуристов?
- Да. Правда, исключительно иностранцев. В прошлом году еще на пути к Байкалу я встретил поляка, который путешествовал в одиночку по России, трех китайцев, очень много французов. Вообще, из Европы к нам много туристов едет. На постах ГИБДД даже удивлялись, что я - россиянин. Русских велосипедистов-дальнобойщиков в России почти нет. Поэтому меня часто принимали за очередного чудика-иностранца, начинали со мной разговаривать на английском.
- Неужели россиянам неинтересны путешествия?
- Дело не в этом. Такое путешествие на велосипеде почти через всю Сибирь - дорогое удовольствие. Элементарно отдать за ночь в гостинице 1500 рублей не каждый может себе позволить. Слишком богатые на велосипедах не путешествуют, а бедные даже при огромном желании не могут себе этого позволить. Средней же прослойки у нас нет.
- А как же вы выкрутились? Хорошая работа?
- Мне с поездкой помогли спонсоры. А работа... Я веду туристический кружок в Миассе и подрабатываю дворником на одной из местных баз. Чищу любимый Тургояк. Но на время путешествия пришлось уволиться.
- Тургояк вы чистили по долгу службы, а Байкал? Тоже убирали?
- Конечно! Мусора в Байкале как в Тургояке. Увы, люди у нас не думают о будущем. Но мусор как бумеранг: вернется обязательно. К одним - раньше, к другим - позже.
- Из вас вышел бы прекрасный эколог...
- Я себя экологом и считаю. Даже на трассе я не мог спокойно проезжать мимо сбитых животных. Специально перчатки резиновые с собой взял. Как-то попробовал мимо проехать, так у меня неприятность случилась, я понял, что должен убирать. Дорожные-то службы обращают внимание на чистоту дорог только тогда, когда по дороге едет большое начальство...
- Путешествие закончилось, вы дома. Что дальше?
- Буду работать с молодежью и, конечно, за мной Тургояк, точнее, его чистота. Вернусь на место дворника. Вообще, теперь я постараюсь приложить максимум усилий, чтобы на Южном Урале развивался велотуризм. Велотуризм - один из самых доступных видов туризма. Дороги-то для велосипедистов никто не закрывает.
Что в планах? Снова Байкал. Только в следующее путешествие я надеюсь поехать уже не один!