На Южном Урале бриллиантами уже никого не удивишь. Покупка камней - это не просто дань моде, это еще и максимальное вложение средств в минимальный объем. Правда, нередко бешеные деньги южноуральцы отдают за подделки.
Оценщик крутит в руках изящное золотое колечко, усыпанное сверкающими камешками. Ярлычок-ценник из белой плотной бумаги уверяет, что колечко за 125 715 рублей усыпано бриллиантами и аквамаринами (вторые, кстати, очень дорогие и редкие камни). Глянув на украшение через микроскоп, эксперт-геммолог Олег Джумаев выносит вердикт: "Стекло!"
Реакция на "стекляшки"
Рабочий кабинетик эксперта Джумаева совсем небольшой, три на четыре метра. Мастерская в свете лампы искрится: на полочках, на столе сверкают причудливые образцы уральских камней и каких-то неведомых минералов, на полках поблескивают глянцевые корешки редких книг по геологии, геммологии (науке о минералах), ювелирному делу - это всё собственность главного челябинского знатока "лучших друзей девушек". Бриллиантов.
На рабочем столе Олега Романовича своего приговора ждет гора драгоценностей - роскошные украшения челябинских красавиц, желающих знать стоимость купленных или подаренных украшений, а также подлинные ли они. Кто-то приносит сюда свое старенькое, доставшееся по наследству колечко, опасаясь, что в мастерской, меняя размер, ювелир им подменил камни. Других к оценщику приводит интуиция: душой чувствуют фальшивку. Есть в горке полиэтиленовых пакетиков и бархатных коробочек и украшения от друзей-ювелиров, владельцев ювелирных салонов бутиков, ломбардов, желающих знать правду о товаре. Ведь даже хороший ювелир может ошибиться.
- Бриллиантов сегодня покупают много. Это же максимальное вложение средств в минимальный объем. Горсть камешков может стоить несколько миллионов долларов, - говорит эксперт-геммолог, геолог по образованию. - И салонов в Челябинске много, в каждом говорят, что продают бриллианты, но в городе процентов 50 бриллиантов из... обычного стекла. Во всех магазинах города можно купить такую "неожиданность". И вам везде будут говорить: "Это настоящие!" Будут рассказывать о камне, глядя на него у лампочки. Только вот драгоценные камни ни на глазок, ни на лампочке не проверяют!
Чтобы определить подлинность сверкающих кристаллов, эксперт использует различные приборы. У Олега их много, целая мини-лаборатория.
- Только так со 100-процентной точностью можно диагностировать подделку, - замечает мастер. - Вот буквально на днях проверял одно кольцо с крупным топазом в окружении бриллиантов. В микроскоп глянул - ба! Вместо топаза - крашеное голубое стекло!
Правда, по словам оценщика, еще чаще приходится иметь дело с обманом другого рода. У драгоценного камня 4 параметра, по которым определяется его стоимость. Главные - цвет и качество камня. И проще всего обмануть покупателя, завысив эти характеристики. И никто, кроме геммолога, не разберется, не поймет, что у камня, стоящего под тысячу "американских денег", красная цена - 500 долларов.
Реакция на раскрытый обман у покупательниц самая разная. Поэтому Олегу приходится быть и психологом.
- Я иногда не понимаю женской логики. Некоторые взрослые, солидные женщины, узнав, что купили подделку, говорят: "Лучше бы я к вам не приходила!" Они почему-то предпочитают быть обманутыми. Неужели им, солидным дамам, хочется носить стекляшки?
Обман из-за бугра
Недавно к Олегу Романовичу пришла челябинка. На оценку она принесла 14 камней, купленных в Таиланде: бриллианты, сапфиры, турмалины, рубин и другие, не менее дорогие. Общая стоимость - 16 тысяч долларов. Одну за другой оценщик забраковал все тайские покупки, оказавшиеся дешевой стеклянной подделкой. Помощники Джумаева отпаивали незадачливую покупательницу валерьянкой...
- Мы сами привозим камни из Таиланда. Просто надо знать, где брать. Иногда неказистый магазин предлагает товар куда более серьезный, чем самый фешенебельный ювелирный торговый центр, - делится полезной информацией эксперт. - Однажды на отдыхе меня повели в самый навороченный магазин в Анталии. Мраморные колонны, отличные продавцы-консультанты, огромный выбор всех камней. Как раз в то время появился муасонит - синтетический бриллиант. Для выявления такого камня есть специальный прибор - бриллиантовый детектор. Спрашиваю: "Есть у вас такой?" А седовласый хозяин-турок отвечает, что ему такие приборы не нужны, что он может определить любой камень на глазок. Вопросов у меня уже не было. Причем таких магазинов хватает везде: в Эмиратах, Египте, Турции, Таиланде и Европе.
Еще один нюанс заграничной покупки, о котором не знают многие россияне, - законность.
- Многие везут камни из-за границы. Но мало кто знает, что из того же Таиланда вас с камнями выпустят. А вот в России вам, если вы не заплатите на таможне налоги и спрячете купленное, могут "пришить" две статьи: контрабанду и незаконный оборот драгоценностей. И 6 лет за решеткой точно обеспечат. Если же вы всё-таки решитесь на дорогую покупку, помните: во-первых, изделие должно иметь сертификат, где прописываются все характеристики камней; во-вторых, заранее узнайте, сколько вам придется выложить за купленное на таможне.
Мещанская любовь
В камнях Олег Джумаев, как никто другой, знает толк. У него даже есть своя коллекция редких и дорогих экземпляров из разных уголков планеты. Все они бережно хранятся в черной кожаной коробочке.
- Это - агат. Это - демантоид. Это - редкий розовый топаз. Согласитесь, красивые? - знакомит нас со сверкающими любимцами своей коллекции ценитель камня. - А вот клиенты редко приносят по-настоящему стоящие камни. За 11 лет работы всего раза 3-4 приносили что-то необычное: украшения с танзанитом, красивейшим камнем голубого цвета, великолепные украшения с турмалинами. Обычно несут проверять бриллианты. Но, уверяю вас, это далеко не самые интересные камни. Тем более наши российские бриллианты на мировом рынке особо не котируются.
Правда, на Южном Урале, как выяснилось, всё же есть уникальные дорогие минералы. О некоторых из них даже ходят легенды.
- У нас на Урале очень красивые топазы. Первое их месторождение открыл приказчик Козьма Прутов, работавший на Миасском заводе. Он, копаясь на своем огороде, нашел "занорыш" - пустоту, где находились камни. Говорят, тогда накопал 38 пудов идеального качества голубых и золотистых топазов. Работу на заводе забросил. Копь с тех пор так и называется - Прутовская, - рассказывает Олег Романович. - Есть на уральской земле и другие потрясающе красивые и редкие камни: александрит, довольно редкий камень, стоит от 2 до 10 тысяч долларов за карат, уральские рубины - 2-3 тысячи долларов за карат, демантоид - уникальный зеленый гранат, оценивается в 100-110 долларов за карат. Причем те же самые рубины экстра-класса стоят гораздо дороже "экстра-бриллиантов".
Но 99% наших женщин не знает этого. И не хотят знать. Они предпочитают бриллианты.
- В России к ним мещанская любовь какая-то! Стереотип с советских времен сложился: бриллианты - это роскошь, показатель богатства и социального статуса, - вздыхает оценщик. - И ходят челябинские леди, гордятся, что в ушах у них бриллиантики. При этом камушки-то никакие! Как ни крути, все заводские изделия - это бриллиантовый ширпотреб, эксклюзивности в них нет. Хороший аметист стоит куда дороже этих бриллиантов!
Пока Олег увлеченно рассказывает о минералах, к нему уже выстраивается очередь посетительниц в норковых шубках и скромных пальто. И очередная партия бриллиантов, изумрудов и аквамаринов ждет своего вердикта.