На вопросы читателей отвечает президент Челябинской областной нотариальной палаты Сергей Викторович Третьяков.
Отец, мать и я жили в 2-комнатной квартире и решили приватизировать ее. Подали заявление в апреле 1995 г., вскоре отец умер. В июне 1995 г. мы получили договор приватизации, где числились все втроем. Сейчас при наследовании доли отца возникли препятствия: нотариус отказывается оформлять наследование, т. к. договор, по ее мнению, оформлен с нарушением. Значит, нужно идти в суд и требовать (от кого?) признания договора недействительным. А затем уже, если суд удовлетворит иск, приватизировать квартиру на двоих живых или как мы между собой договоримся. Так? И к кому я должен предъявить этот иск? Ведь по сути мы сами во всем виноваты.
Вам действительно следует обратиться в суд, так как все правила оформления документов не соблюдены. В заявлении необходимо просить суд признать право собственности вашего отца на долю в праве собственности на квартиру и включить ее в наследственную массу. На основании положительного решения суда нотариус сможет выдать свидетельство о праве на наследство.
Если исходить исключительно из фактов, изложенных в вопросе, у вас есть основания рассчитывать на положительное решение суда. Дело в том, что не совсем верно считать ваш договор приватизации заключенным с нарушениями только на том основании, что к моменту его оформления заявителя уже не было в живых. На этот счет существует Постановление пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. N8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ". Согласно постановлению, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.