Примерное время чтения: 6 минут
100

Маршрутное такси: зло или благо?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3 17/01/2007

Все горожане ругают маршрутные такси, но практически все ими и пользуются. Сейчас даже трудно представить, как бы выдерживал нагрузки общественный транспорт, если бы по улицам города не сновали вездесущие "ГАЗели".

Пожалуй, даже самый ярый их ненавистник согласится, что без этих юрких машин город давно бы задохнулся - многие уже подзабыли тот кошмар, что творился на остановках лет десять назад. Никто не отрицает, что маршрутные такси, конечно, часто создают аварийные ситуации. Водители, случается, хамят и в погоне за рублем набивают салон пассажирами сверх меры. Но у этой проблемы, как и всякой другой, есть обратная сторона.

Почему "ГАЗели" летают, как самолеты

Недавно редакция "АиФ-Челябинск" получила любопытное письмо - от жены водителя маршрутки. Приводим его полностью - здесь, как говорится, ни убавить, ни прибавить.

Уважаемая редакция, пишу вам о наболевшем!

Мой муж работает водителем маршрутного такси. Работает по 18 часов в день, то есть с 6 утра до полуночи три дня подряд, а затем три дня у него выходной. Заработок его составляет 200-300 рублей в день. На следующий день ему нужно на эти деньги заправить машину. Из заработанных денег при перевозке он должен отдать 1500 рублей хозяину, 500-800 рублей для заправки, 100 рублей на мелкий ремонт. Ни одна маршрутка не застрахована. Так что в случае аварии водитель должен полностью восстановить машину за свой счет. А кто же является хозяином? Да приезжие с юга! Скажите, в каком Трудовом кодексе написано эксплуатировать человека человеком? Или мы опять пришли к тому, от чего ушли? И каким же образом эти хозяева платят в медицинский, пенсионный фонды, прочие налоги? Чтобы заработать, маршрутки летают по городу, как самолеты, вот потому и аварии... Люди не высыпаются, а хозяева наживаются, набивая себе карманы! Когда же кончится этот беспредел? Видно, администрация города этим не интересуется. Я не называю свою фамилию, чтобы не навредить моему мужу, а работать-то негде...

Коркино

Вот такое письмо, позволяющее по-новому взглянуть на водителей маршруток, которые носятся без устали по улицам, заполняя салоны пассажирами.

Получается, что водители остаются беззащитными перед произволом хозяев? Не совсем. Можно обратиться в государственную инспекцию труда в Челябинской области (инспекция находится по адресу: Челябинск, улица Цвиллинга, 64-2, телефон: (351) 261-89-32). Здесь нам сообщили, что время от времени проводят совместно с ГИБДД проверки условий работы на маршрутных такси. И постоянно сталкиваются с одними и теми же нарушениями - большей частью они касаются таких сфер трудового законодательства, как оплата труда, времени отдыха, то есть по сути это все те же проблемы, о которых идет речь в вышеприведенном письме.

Проверке подлежит любое обращение, если оно касается именно охраны труда. Такие случаи, как покупка бензина и ремонта за свой счет, под данную сферу, к сожалению, не подпадают.

В последнее время государственная инспекция труда занялась еще одной проблемой, связанной с маршрутками - это законность привлечения на работу так называемых гастарбайтеров. Наверное, многие из нас уже заметили, что за рулем маршруток нередко оказываются люди, явно с трудом выговаривающие названия остановок и ориентирующиеся в городе только в пределах собственного маршрута. Понятно, что владельцам такси выгодно нанимать гастарбайтеров - многочасовой работе без выходных они только рады, налоги за них платить не надо, а если проявят недовольство, можно в любой момент уволить. Некоторые из гастарбайтеров даже живут в своей машине - ночуют в ней, так как своего угла в городе просто нет.

В инспекции решили бороться с этим явлениям - помочь не только горе-работникам, но и приструнить недобросовестных работодателей, да и поберечь пассажиров, жизнь которых зачастую оказывается в зависимости от хронически не высыпающихся и плохо ориентирующихся в городе водителей, которых можно после и не найти в случае аварии. Инспекция уже начала проверки законности привлечения гастарбайтеров на вакансии водителей маршруток - надлежит проверить, у всех ли есть иммиграционная карта и составлен ли с каждым водителем трудовой договор.

На заметку

С любыми жалобами и претензиями, касающимися работы челябинских маршруток, обращайтесь по телефонам "горячей линии" ГИБДД Челябинска (351) 256-30-13 и 256-29-80.

Сотрудники инспекции помогут в случае необходимости связаться с руководителем конкретного транспортного предприятия. Если вы подозреваете, что водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или же стали свидетелем нарушения водителем правил дорожного движения, можете сразу обратиться в дежурную часть ГИБДД по телефону 256-30-02. Для большей оперативности постарайтесь запомнить номер маршрута и номер машины нарушителя.

Карта для водителя

С 1 марта каждый водитель маршрутного такси в Челябинске должен получить "карту маршрута" - индивидуальные магнитные карты, где будет фиксироваться вся информация о работе.

Это не только сведения о всех нарушениях правил дорожного движения, но и информация о состоянии машины, часах работы водителя, многое другое. Идея нововведения принадлежит челябинскому ГИБДД. Предполагается, что эта мера значительно улучшит контроль за работой маршруток и будет полезна не только ГИБДД, но и пассажирам.

По данным Челябинского управления ГИБДД, на долю маршруток в 2006 году пришлось около 80% аварий с участием общественного транспорта. Для сравнения: в 2005 году их доля составляла 70%, а в 2001 - всего 3%.

Одна из причин роста числа аварий и неадекватного поведения водителей такси на дороге - высокая конкуренция. Зачастую наиболее выгодные направления обслуживаются сразу несколькими парками и дюжиной маршрутов. Понятно, что водители буквально рвут друг у друга каждого пассажира. Нередко отработав смену, водители не отправляются на отдых, а продолжают рулить себе на карман. В прошлом году такой трудоголизм закончился гибелью восьми пассажиров. Уставший водитель такси просто уснул за рулем.

Вторая причина большого числа ДТП - низкий контроль за профессионализмом водителей со стороны владельцев автопредприятий и, конечно, отсутствие предусмотренного нормами ежедневного медосмотра. За прошлый год сотрудники ГИБДД задержали 21 водителя маршрутки в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Блиц-опрос: Нужны ли вам маршрутки?

Андрей, 29 лет, юрист:

- Маршрутками пользуюсь, только когда своя машина в ремонте или просто не хочется с ней возиться.

Елена Васильевна, 54 года, педагог:

- Конечно, нужны! Тем более после того, как проезд на обычном транспорте вырос до 8 рублей. Разница перестала быть существенной, вот потому автобусы часто воздух и катают!

Сергей, 35 лет, менеджер:

- Нужны, но не "ГАЗели"! Маленькие, неудобные, часто ломаются. Надо подумать над приобретением других моделей микроавтобусов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно