Легко ли крестьянину попасть на рынок, чтобы самому продать выращенное своими руками? До недавних пор этот вопрос считался риторическим. Сейчас его с легкой руки президента сменили на другой - что делать в сложившейся ситуации?
Чтобы узнать ответ, мы обратились и к тем, кто поставляет на Южном Урале сельхозтовары на рынок, и к тем, кто следит за порядком. Выводы получились довольно неожиданные.
Импорт страшнее перекупщика
Фермер Евгений из Пласта уже давно занимается выращиванием свиней. Сам мясом не торгует, отдает посреднику и считает такую ситуацию нормальной.
- А потому что самому стоять за прилавком у меня нет ни времени, ни, откровенно говоря, желания, - объясняет Евгений. - Был бы какой-нибудь родственник, охочий до торговли, тогда, конечно, доверил бы, так как продавать мясо - дело непростое. А так есть у меня посредник - частный предприниматель, которому я доверяю, много лет уже сотрудничаем. И это нормальное разделение труда, я считаю. Один занят выращиванием, другой - торговлей. А то, что он набавляет цену на рынке, так это нормально, ему ведь тоже жить на что-то надо и окупить свое время, свои труды, оформление документов и прочее.
По словам фермера, куда больше каких-то мифических зловредных перекупщиков-южан наших селян страшит импортное продовольствие, поток которого все нарастает. К примеру, мясо свиней тот же Евгений с удовольствием отдавал бы в колбасные цеха, а не берут!
- Они практически все работают только на импорте, - говорит фермер. - На специальных брикетах, которые идут из-за границы и предназначены для конвейера. Для потока, конечно, удобно, а для вкуса? Вы сравните импортное мясо, где сплошные стероиды, и наше!
Так что же, проблема только в импорте? И какие-нибудь ножки Буша для наших крестьян опаснее перекупщика Азата? Не все так просто. Криминала в этой сфере и всяческих нарушений хватает.
Кому не стыдно на базаре?
Ежедневно в области продается товаров на 508 миллионов рублей, причем 18% этой суммы приходится на продуктовые рынки. Понятно, что подобный оборот привлекает внимание различных криминальных и полукриминальных структур, которые не пускают селян на рынок. Но все ли так просто?
- Льготные места для тех же фермеров и садоводов на рынках есть, - говорит начальник областного управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства Александр Бутенко. - Но, к примеру, какая-нибудь бабушка предпочитает продать ведро огурцов просто на улице, а не ехать на рынок, где нужно платить за место, иметь при себе санитарную книжку, проверять продукцию на соответствие всевозможным нормам. И в итоге стихийные базарчики составляют уже 10% от общего числа рынков.
Другая проблема - пресловутые перекупщики. Интересно, что внимание правоохранительных органов они привлекают вовсе не потому, что скупают у крестьян продукты по заниженным ценам (предлагать такие цены и соглашаться или не соглашаться на них - это право обеих сторон), а потому, что деятельность перекупщиков практически не регулируется нашим законодательством. И это создает лазейки для различных преступлений, особенно это касается налоговых сборов.
Не так давно в Уйском районе задержали представителя сельхозкооператива, которая, являясь попутно налоговым агентом, не перечисляла деньги в бюджет. Иной раз перекупщики идут на прямой обман. В Аргаяшском районе возбуждено уголовное дело в отношении перекупщика, который специализировался на завладении обманным путем мяса домашних животных у местных жителей. Нередко перекупщики действуют совместно с ветеринарными врачами, идущими на выписывание свидетельств без проверки продукции, фальсификацию документов.
Выход власти видят в создании на местах сельхозкооперативов, чтобы администрации были в том заинтересованы. Наконец, на рынках должно быть четко определено количество льготных мест. Сейчас данные предложения рассматриваются в областном правительстве.
Что же касается преобладания южан на рынках, то проблема, конечно, не сводится к нехитрому умозаключению "Понаехали тут!"
- Поймите, что среди так называемых южан много граждан России, - объясняет начальник управления Федеральной миграционной службы по Челябинской области Артур Дамерт. - Они уже не могут заниматься реализацией только своей продукции, так как работа это сезонная. А кормить свои семьи они должны круглый год. Вот и приходится им скупать также продукцию наших хозяйств. Так и создается впечатление, что среди перекупщиков сплошь южане. Хотя это не так. Тут надо различить два вопроса. Если местные отдают скупщику товар, считая цену разумной и не имея возможности самим ехать на рынок, то это нормально. Но если местным просто не дают выйти на рынок, то с этим надо бороться. Информацию мы собираем, и скоро все данные и наши предложения будут на столе у губернатора.
Интересно, будет ли отражено в этих данных наблюдение заместителя начальника ГУВД области по экономической безопасности Владимира Павлова? Он как-то грустно заметил, что на ситуацию во многом влияют сложившиеся исторически традиции. Когда-то для русского появиться на рынке в роли торговца считалось позором. Но ведь времена меняются, и очень быстро.
Кстати
234 сельскохозяйственных рынка функционируют на территории Челябинской области, из них 69 - в Челябинске.