Директор сельскохозяйственного производственного кооператива «Боровское», что в Чебаркульском районе, Саляхитдин Муртазин уверен, что знает, в чём тут дело. Его предприятие давно занимается изготовлением кумыса.
Кумыс, да не тот?
- Я специально прошёлся по крупным сетям, купил, где отыскал, кумыс, айран, - рассказывает предприниматель. - Далеко не везде и есть-то такие напитки, а те, что нашёл, были какие-то искусственные. Тогда я обратился к руководству торговой сети «Незабудка». Там мне без обиняков сказали: если хочешь, чтобы твой кумыс появился на наших полках, заплати 300 тысяч рублей! Представляете? После я пришёл ещё в одну крупную торговую сеть - там, правда, денег не требовали, но такую круговерть устроили, что плюнул я на это дело. То приходите завтра, то через неделю. Причём даже до руководства меня не допустили, пришлось общаться чуть ли не с вахтёрами!
Могу и сам в чём-то подтвердить слова Муртазина. В своё время попробовал айран в Турции (в жару этот очень полезный кисломолочный чуть солоноватый напиток хорошо утоляет жажду). Уже в Челябинске я решил купить бутылочку айрана в супермаркете, но был разочарован: вкус оказался совсем не тот.
Сейчас кумыс чебаркульский предприниматель, как и прежде, везёт в небольшие магазины, на рынки. Надо полагать, что пример этот не единственный - многие фермеры рады бы поставлять свою продукцию в крупные торговые сети. А покупатели готовы её приобрести.
Местных велено не обижать
На днях эту проблему на встрече с губернатором Юревичем озвучил глава Копейска Михаил Конарев: городу не хватает молока.
- Есть проблема попадания продукта на полки крупных сетевых супермаркетов, - признался мэр Копейска.
В ответ Юревич заявил, что, если местный производитель не может попасть на полки торговых сетей, это чрезвычайная ситуация и глава местной администрации должен подключить административный ресурс.
Примечательно, что в министерстве сельского хозяйства Челябинской области уже есть рабочая группа, которая должна заниматься вопросами доступа товаров местных производителей на полки магазинов.
- Никаких проблем быть не должно! - уверен начальник управления пищевой, перерабатывающей промышленности и регулирования агропродовольственного рынка области Анатолий МАЛИШЕВСКИЙ. - Безусловно, сети не должны брать деньги за допуск на свои полки. Если «Незабудка» так делала, то неудивительно, что она разорилась! Если продукт качественный и востребованный, ни одна сеть от него не откажется.
О ситуации с СПК «Боровское» я в курсе, проблему решим - там просто фактически вопросами сбыта не занимались. Уверяю вас, что, если у какого-то предпринимателя, фермера, который числится в нашем реестре, есть трудности со сбытом продукции, мы придём на помощь.
Как нам пояснили в министерстве сельского хозяйства области, и для предприятия, и для фермера вхождение в реестр выгодно и избавляет от многих проблем. Дело это сугубо добровольное. Единственное условие - не менее 75% оборота должно приходиться на сельхозпродукцию, чтобы считаться производителем. А если будешь в реестре, то можешь претендовать на различные субсидии, участие в программах министерства, да и на помощь в продвижении товара, как выяснилось.
Для многих малых предпринимательских хозяйств это реальная возможность пробиться на рынок (не секрет, что место в крупных торговых сетях дорого стоит), и для предприятий с большим оборотом путь туда оказывается короче. Даже если и действительно потребуют деньги, крупному предприятию не составит труда изыскать необходимую сумму. А вот мелкие и средние предприниматели, вроде Муртазина, оказываются в менее защищённом положении.