aif.ru counter
98

Опять нелёгкая. Легпром лишили субсидий на уплату процентов по кредитам

В сфере лёгкой промышленности никак не закончится кризис, который начался ещё в девяностых годах. Участники рынка жалуются на снижение спроса, теневой импорт, засилье конфискатов и секонд-хендов. А в этом году легпром лишили традиционных субсидий

Александр Колесниченко / АиФ

- За последнюю четверть века лёгкая промышленность Челябинской области, как никакая другая отрасль в регионе столкнулась с большим количеством проблем, - заявили в Челябинскстате. – В девяностых это были проблемы, связанные с системным экономическим кризисом. В начале 2000-х и за последние годы на развитие отрасли сильно влияли уровень конкурентоспособности на внутреннем потребительском рынке и ориентация потребителя на более доступную импортную продукцию. Всё это привело к снижению объёмов производства.
В результате в 2016 году объём производства в текстильных и швейных производствах составил лишь 7,1% к уровню 1991 года, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 23,2%. 

Остались без субсидий

До 2015 года легпром курировало региональное министерство промышленности. После того как министерство было расформировано, функции куратора были переданы в министерство экономического развития. Но если в прошлом году ведомство хоть как-то комментировало ситуацию в отрасли, то нынче наотрез отказалось. Более того, в пресс-службе заявили: «Это тема Минсельхоза». На что в областном минсельхозе, естественно, искренне удивились.
- Это очень показательный момент, - с сожалением отметил директор ООО «Фабрика шнуров», председатель Комитета по лёгкой промышленности общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Сергей Сиренко. – Ни у кого нет понимания, что вообще из себя отрасль представляет отрасль лёгкой промышленности. О какой поддержке тут говорить?..
- Мы как-то выжили после девяностых, но сегодня мы выживаем еле-еле, - посетовала главный экономист АО Обувная фирма «Юничел» Оксана Надеина. – Работать без всяческой поддержки очень тяжело. Раньше хотя бы были предусмотрены субсидии на уплату процентов по кредитам и займам. В этом году вступил в силу новый закон о субсидировании, согласно которому мы не прошли конкурс, потому что не показали рост в объёмах производства выше 104%. И это такой крупный производитель как наша фабрика! Работающий не первый десяток лет с полной загрузкой мощностей! Да чтобы у нас был рост под 110%, нам нужно строить ещё одну фабрику! Но здесь мы полностью зависим от определённого спроса на продукцию, который не превышает этих пресловутых 104%. Так что в этом году все кредиты, которые мы берём, мы вынуждены оплачивать сами. 

Туфли-развалюшки

Если говорить о спросе, то он и впрямь оставляет желать лучшего. Потребитель, потерявший в доходах, стал экономить буквально на всём, на чём возможно. Все, кто раньше покупал по две-три пары обуви на один сезон, теперь покупают только одну.
- И идут они за этой парой в конфискат, а не к нам, - заметила Надеина. – С одной стороны это понятно. У нас пара кожаных женских туфель на каблучке стоит 2-2,5 тыс. руб., пара сапог в зависимости от модели – 4-6 тыс. руб. Это минимальная стоимость от производителя без розничной наценки. А в конфискате можно купить женские лодочки за 300 руб. Есть кроссовки по 600 руб., которые продают под брендами «Adidas», «Nike», «Reebok». Конечно, это чистой воды обман, но покупателя, стремящегося сэкономить, это сегодня мало волнует. Он прекрасно понимает, что всё это синтетика, которая вредит его здоровью, но позволить себе хорошую, качественную обувь не может. За один сезон его обувь из конфиската разваливается, а на следующий он идёт и покупает новую. Там же и за ту же цену. 
Обувщики возлагают большие надежды на введение обязательной маркировки для обуви, по аналогии с меховыми изделиями. Они уверены: это спасёт обувной рынок от засилья контрафакта. Известно, что уже сформирована рабочая группа в Российском союзе кожевников и обувщиков, которая займется основными вопросами. Но расходы по маркировке лягут на производителя, а это в итоге опять же может спровоцировать рост цен на качественную обувь.
- Чтобы не потерять покупателя, мы расширили ассортимент, - поделился опытом генеральный директор ЗАО «Пеплос» Валерий Захарчук. - Если раньше мы шили только пиджаки и брюки для мужчин, то три года назад запустили в производство и школьную форму. А в прошлом году решили, что вообще будем сами шить всё, что шьётся – сорочки, футболки и проч.

Здоровые шить не хотят

Было б ещё при этом кому шить.
- Если бы я мог принять на работу сегодня сто профессиональных швей 4-5 разряда, я бы обеспечил их работой и зарплатой около 30 тыс. рублей в месяц, - заявил директор Миасской швейной фабрики Михаил Попов. - Но их нет, сколько лет ищем! Почему-то в лёгкой промышленности профессии сегодня стали не престижны.
- Современное поколение не готово работать у станка и не готово производить продукт своими руками, - подтвердила директор Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности Инна Пушкарёва. – И мы потеряли это поколение не без помощи государства: это оно воспитывало детей, демонстрируя по ТВ подвиги полицейских, врачей, офисных работников. Где и кто говорил о лёгкой промышленности?.. В прежние времена конкурс в наше учебное заведение составлял 8-9 человек на место. И это при том, что тогда было много учреждений, где готовили швей! Теперь в области всего два учебных заведения, где готовят специалистов по нашему профилю. И на швей идут учиться только лица с ограниченными возможностями здоровья. Обычные здоровые дети эту профессию не рассматривают.
В некоторых регионах, например, в Ростовской и Ленинградской областях успешно создаются кластеры в сфере легпрома. В Челябинской области попытки сформировать подобный кластер тоже предпринимаются, но пока дело идёт «со скрипом».
- Государству нужно системно работать с бизнесом, перенимать опыт ведущих стран, – говорит Сиренко. – В них рост тоже произошел не спонтанно, роль властей в этом была первостепенной. 

 

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество