Примерное время чтения: 7 минут
311

Трижды мэр

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 26/07/2006

Одним из событий приближающегося 270-летия Челябинска будет открытие мемориальной доски в честь А.Ф. Бейвеля (1867-1939), единственного челябинца, трижды избиравшегося главой города.

ИМЕНЕМ Бейвеля будет названа и одна из городских улиц в новых микрорайонах Краснопольской площадки. Чем же заслужил этот человек признательность современников и чего не знают о нем нынешние горожане?

Зачем врачу депутатство?

АЛЕКСАНДР Францевич появился в Челябинске при драматических обстоятельствах. Молодой врач, выпускник Казанского университета, успел три года из положенных шести отработать в глубинке - селе Воскресенском Челябинского уезда. По распределению, как сказали бы в советские времена. Бейвель быстро завоевал авторитет у местного буйного населения, беда была лишь в том, что должность и оклад были меньше, чем он должен был получить.

Поэтому когда городской голова Челябинска предложил ему место в городской больнице, Бейвель не колебался.

- Лекарь Бейвель прибыл! - доложил он в начале весны 1892 года.

- Водку пьешь? - ответил на это градоначальник, занятый как раз этим увлекательным процессом.

- Не очень, - признался 25-летний врач.

- А зачем ты тогда сюда приехал? - удивился городской голова.

И... назначил Бейвеля врачом городской больницы. С приходом тепла в городе разразилась эпидемия тифа. Люди начали умирать. А врачи уезжать. Не все, конечно. Но, например, три врача, присланные из столицы для ликвидации эпидемии, предпочли покинуть Челябинск.

И временно исполняющим обязанности городского врача пришлось назначить Александра Бейвеля. Это было начало его взлета, ибо молодой доктор показывал не просто бесстрашие, но и высокую эффективность лечения. Спустя год губернатор официально назначает Бейвеля на должность городского врача. Кроме административной работы, организации аптеки и т. п., Александр Францевич работает над докторской диссертацией под устрашающим названием "Болезнь глаз и слепота у казачьего населения Челябинской станицы Оренбургского казачьего войска по данным поголовного осмотра". И по итогам ее защиты получает степень доктора медицины. Это по нынешним-то временам немало, а уж тогда, да еще для провинциального Челябинска...

Жизнь текла своим чередом: Бейвель женится, занимает еще несколько врачебных должностей, участвует в общественной жизни города, пытается приобрести земельный участок для строительства своего дома и... в декабре 1898 года избирается гласным (депутатом) городской Думы. У члена думской строительной комиссии Бейвеля сразу сдвигается дело с приобретением земли, врач и депутат становится собственником участка, который сегодня находится на территории школы N1. Вскоре там появился деревянный дом в десять комнат с мезонином и террасой, баня, курятник, погреб, кучерская, конюшня и навес, крытые железом...

Врачебную практику Бейвель не прекращал и считался медицинским светилом. В записках акцизного чиновника К.Н. Теплоухова, которого Бейвель спас от брюшного тифа, остались любопытные сравнения доктора с его коллегами, выглядящими на фоне Бейвеля корыстными шарлатанами. Александр Францевич лечил очень квалифицированно, лишнего не просил, но зарабатывал весьма неплохо.

Чем, впрочем, не удовлетворялся: после выздоровления нового знакомого предлагал ему бросить службу и заняться коммерцией. Бейвель покидает врачебные должности, зато в городе начинает работу созданное им Общество взаимного кредита. Коммерческие увлечения не повлияли на отношение горожан, и по истечении 4-летнего срока его вновь переизбирают в гордуму. В 1902 году Бейвеля избирают городским головой, по-нынешнему - главой администрации города, или мэром.

Строительные войны: 100 лет назад

ПРИ НОВОМ градоначальнике встает вопрос о мощении улиц. Вопрос для Челябинска актуальный: в 1890 году на улице Болотной (ныне Красная) утонула в грязи лошадь! Три года подряд, несмотря на решения думцев, к работам даже не приступали. В итоге Бейвель нанял бригаду и взыскал затраты с домовладельцев. А вскоре на улицах начали устанавливать первые электрические и телефонные столбы.

Эпоха революции 1905 года прошла для Челябинска и Бейвеля нервозно, но далеко не с такими издержками, как в центральной России. От этого времени остались ехидные рассказы старожилов, как видный революционер Елькин просил градоначальника урезонить рабочих отцовской типографии. Просьба, кстати, повторилась в 1917 году...

Но вернемся в 1906-й. Точнее, к строительному буму и "строительным войнам". Да-да, было. Вот мельницу купец поставил, и мэр "выбивает" из него арендную плату, а вот мэр Бейвель заставляет владельца сносить незаконную постройку... Сам Александр Францевич тоже не оставался в стороне и вкладывает деньги в выгодное дело: строительство на трех участках - на Уфимской (южная сторона ул. Кирова) и Азиатской (нынешняя ул. Елькина). Кстати, здание нынешней "Молодежной моды" и кинотеатра "Знамя" строил Бейвель. Пришлось даже кредит брать. А еще было участие в страховом обществе, торговля локомобилями, винный склад, золотой прииск, магазины, мельница и т. п.

Отсюда и "наезды" со стороны оппозиции, предводительствуемой Владимиром Покровским - известным предпринимателем и общественным деятелем. Скандалом сопровождалась история со строительством реального училища, подряд на которое взял сам мэр. Говорили (в том числе и на заседаниях гордумы), что вместо 90 тысяч стройка встала бюджету во все 160. Информация осталась недоказанной, но... Ничего из современных челябинских реалий не напоминает?

А прессинг нарастал. Градоначальника все чаще обвиняют в махинациях, в перерасходе средств городского бюджета и т. п. В 1910 году оппозиционеры умудрились вручить жалобу прямо в руки премьер-министру Столыпину, тут же распорядившемуся о проведении ревизии в городской администрации. Ревизия закончилась благоприятно. Тем не менее в 1911 году Бейвель уходит в отставку. Оставив после себя отремонтированные дороги и улицы, электричество и телефонную связь, ремесленное и реальное училища, школы, аптеки, водопровод, мост через Миасс...

Гроб копейчане несли на руках до могилы

Грянула Первая мировая, революция, а затем и Гражданская война. Французский консул предлагал уехать, но Бейвель отказался. И когда начал отступать Колчак - тоже. Коммерческая деятельность стала невозможной, но Бейвель был врачом - и врачом от Бога! Как ни странно, новая власть не тронула его. Когда начали искать золото братьев Покровских, кто-то донес на Бейвеля. Александра Францевича увезли в Екатеринбург для допроса в ЧК. Там Бейвель умудрился так "наехать" на чекистов, что те купили ему билет в мягкий вагон и с миром отправили обратно.

Минул НЭП, пришлось переехать в Копейск, где Александр Францевич работал в горбольнице. Начальники наедине извинялись за "перегибы" и благодарили. Простые люди выражали свою признательность открыто. Отправлялись в лагеря и просто исчезали секретари горкомов и обкома, следом за ними ехали по этапу и становились к стенке арестовывавшие их сотрудники НКВД... А доктор Бейвель жил и работал. Мало того, помогал семьям арестованных, однажды приютил у себя ссыльную. Вроде бы всепоглощающий смерч репрессий словно обессилевал на пороге его дома. Только сына Георгия в бытность студентом мединститута арестовали, мать поехала выручать и... выручила. Освободили. Потомственный дворянин, городской голова, скандально известный предприниматель - и не репрессирован. Ни он, ни жена, не пятеро детей - выросших, учившихся в вузах, воевавших.

Он умер 7 февраля 1939 года от неизлечимой болезни - этот день стал черным для Копейска. В последний путь Александра Францевича провожала огромная толпа, а гроб копейчане несли на руках до самой могилы.

Вот такие бывают мэры...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно