Челябинск, 17 октября - АиФ-Челябинск.
Настоящие герои любых международных соревнований по кёрлингу - айсмейкеры. Они начинают свою работу с шести утра и заканчивают за полночь. Им достаётся не меньше, чем хоккейным арбитрам: именно на «ледоваров» кёрлеры вешают всех собак за свои поражения.
В трудовых книжках челябинцев Владимира Локоткова и Олега Пригоренко чёрным по белому выведено: тренеры-преподаватели по кёрлингу. О том, что на самом деле они айсмейкеры, или специалисты по подготовке льда для кёрлинга, знают очень немногие. В отличие от Европы профессия у нас эта ещё не признана, равно как и сам вид спорта пока далёк от уровня стран Старого Света. Спортсменов-кёрлеров у нас и сейчас не больше тысячи. А если взглянуть на карту необъятной матушки-России и вспомнить, что население Российской Федерации - около 143 млн человек, эта цифра и вовсе окажется смешной. Особенно в сравнении с Канадой, где в кёрлинг играет 2 млн человек. Потому и профессиональных ледоваров на всю страну от силы два десятка наберётся. Но как бы то ни было, от их работы напрямую зависят медали россиян.
Мёртвая вода
Ещё восемь лет назад, когда кёрлинг в Челябинске только-только появился, «пионеры» этого вида спорта играли на льду «Юности» после игроков «Трактора».
- Мы приходили тренироваться днём. Вместо льда после хоккеистов было месиво изо льда и снега, - это как слон в посудной лавке побывал. За 15 минут такой лёд невозможно восстановить, - вспоминает старший из двух челябинских ледоваров Олег Пригоренко, один из родоначальников кёрлинга на Южном Урале. - Но... машина заливала площадку, и мы выходили на лёд.
Тогда всё только начиналось. Лёд челябинцы готовили по наитию. С помощью цветных салфеток и гуаши рисовали разметку, да и основных требований к подготовке поверхности, собственно, не знали. Сейчас за плечами южноуральцев участие в обучающих семинарах. Их для российских айсмейкеров проводит канадец Ханс Вутрич, лучший в мире специалист по льду.
- В кёрлинге, чего не скажешь о хоккее или фигурном катании, лёд особый: тонкий, около 3 см, и идеально гладкий. На его поверхность специальными лейками наносят так называемые пэбблы - капли, - объясняет уже на льду «Уральской молнии» Олег. - При трении щётками образуется водяная плёнка, она и позволяет камню скользить по желаемой траектории. Но этого невозможно добиться, если в воде для льда будут соли. Из-за них лёд хрупкий, неровный и крошится. Поэтому обычная водопроводная вода для заливки льда не годится. Только «мёртвая», Н2О в чистом виде. В Твери, кстати, где в 2010 году проходил Кубок России, воду для площадки поставлял местный ликёроводочный завод.
Кроме качества воды, результаты спортсменов напрямую зависят от температуры на площадке, влажности, освещения, системы вентиляции. И всё это айсмейкер должен учитывать, во всём должен разбираться. Только тогда получится хороший, «быстрый» лёд.
Правда, порой, сокрушаются профи, времени для его подготовки катастрофически не хватает.
- Не все разбираются в нюансах подготовки льда, - вступает в разговор Владимир Локотков, в прошлом легкоатлет, чей айсмейкерский стаж чуть больше двух лет. - Ведь, чтобы сделать качественную поверхность, нужно около недели. Таким временем организаторы соревнований не всегда располагают. А если не выдержать хотя бы один из показателей, лёд начнёт трескаться или будет «медленный». Разумеется, отсюда и плохие результаты. При проигрыше у всех команд, кстати, всегда виноват айсмейкер, сделавший плохой лёд. Это в Канаде или скандинавских странах ледовар - второй после главного судьи соревнований человек, и его обязательно приветствуют, благодарят, с ним здороваются, шутят. Наши спортсмены чаще о нас вспоминают, только когда не идёт игра.
Чокнутые на льду
Процесс подготовки льда для соревнований не такой уж творческий: есть определённые требования, и они должны строго соблюдаться. Какой уж тут креатив! А вот казусы в профессии ледовара имеют место быть. То краска на льду разольётся, то инструмент потеряется. К слову, он очень важен, и всё своё айсмекейры носят с собой. На любые соревнования тот же Ханс Вутрич, главный гуру по льду, возит с собой ящик размером с маршрутку.
- Ханс может приехать в поле, на замёрзшее озеро и сделать там площадку для чемпионата мира по кёрлингу, - говорят Владимир и Олег. - У него фирма, продающая инструменты для ландшафтного дизайна в Канаде, и многое он использует для кёрлинга. Брызгалки, лопатки, совочки...
На чемпионат мира по кёрлингу, который проходил в Челябинске в апреле 2010 года, маститый специалист, выехавший из родной Канады за две недели до открытия соревнований, также вёз свой инвентарь. Но на таможне бесценный груз задержали дней на десять.
- Мало кто знал тогда, что чемпионат был на грани срыва, - вспоминают челябинцы. - К нам ящик прибыл буквально за несколько дней, и инструменты мы делали из подручных материалов.
Сами ребята считают себя немного чокнутыми. Проводить на льду в дни соревнований по 16-17 часов не каждый захочет, а они ещё и удовольствие от этого получают. И это при том, что температура в ледовых дворцах всего +2C.
- Это затягивает, - улыбается Владимир. - Практически все айсмейкеры - действующие или бывшие игроки. После работы сыграть между собой - святое дело.
Самого Владимира звали попробовать себя на льду в Канаде. Но он отказался по разным причинам. Главная из них - домашние Игры в Сочи. На Олимпиаде-2014, кстати, оба челябинца будут работать на подхвате у Вутрича.
- Пропустить такое событие спортсменам, действующим и бывшим, просто непозволительно, - считает айсмейкер. - Это шанс для любого человека быть внутри Олимпийских игр.