«Объём платных услуг населению в Челябинской области в 2016 году составил 138 млрд рублей, сократившись по сравнению с 2015 годом на 5%, - прокомментировала ио начальника отдела государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Челябинской области Елена Куприкова. - В 2016 году ситуация на потребительском рынке региона развивалась в соответствии с общероссийскими тенденциями».
Она отметила, что в структуре платных услуг традиционно наибольший удельный вес приходится на коммунальные услуги (26%), услуги связи (16%) и бытовые услуги (13%). Среди последних почти половина приходится на ремонт и техобслуживание автотранспорта, а также ремонт и строительство жилья. Вырос объём жилищных услуг и ветеринарных. Остальные услуги показали сокращение от 1 до 15%.
«В 2017 году ожидается небольшое снижение объёма платных услуг в пределах 1-2%, - продолжила Куприкова. - По итогам января-февраля объём платных услуг снизился на 4,5%. В 2018 году прогнозируется стабилизация ситуации в сфере услуг, а в 2018 – рост объемов в пределах 1-2%. Структура платных услуг останется устойчивой за счёт услуг обязательного характера (услуг ЖКХ, связи и транспортных услуг)».
То, что южноуральцы сокращают свои расходы по всем направлениям, уже заметили даже в сфере общественного питания. Хотя, казалось бы, что именно на продуктах питания экономить нельзя.
«Денег у людей нет! – заявил коммерческий директор розничной сети «Проспект» - Андрей Грибанов. – Раньше мы в основном работали на ассортимент, пытались удивлять потребителя, привозили то, чего в области не было – итальянские фрукты и овощи, московские кондитерские изделия и т.п. Сейчас это или невозможно в связи с санкциями или ненужно, потому что у людей нет денег, чтобы покупать всё это. Ассортимент сократился на 20%. Всё, что сегодня помогает завоёвывать клиента, – это цена. Мы постоянно устраиваем какие-то акции. Но ценовая акция – это та акция, где не зарабатывает никто. Это ноль, даже минус. К сожалению, тенденция такова, что люди вынуждены ограничивать себя, в том числе и в продуктах питания. Остаётся развивать интернет-магазин. Да, есть клиенты, которые покупают продукты через интернет, хотя, конечно, в России эта услуга менее востребована, чем за рубежом».
Другим сферам потребительского рынка такое напряжение пока не свойственно. Более того, продолжаются поиски новых ниш и возможностей для развития.
«Телекоммуникации сегодня востребованы как никогда, - заметила директор челябинского филиала Tele2 Светлана Галилеева. – Пожалуй, без связи людям также некомфортно, как и без еды или даже воды. Кризис – это время, когда информация становится ещё более ценной, а телеком-сфера дает возможность быстрого доступа к необходимым данным. В телекоме наступает новая эра: закончился один период развития и начинается следующий. Мобильный интернет потребляется всё в больших объёмах. Растет число пользователей, которые выходят в сеть с помощью смартфонов. Появилось множество разнообразных приложений.
В связи с этим клиентов всё больше интересуют именно комплексные предложения, где в стоимость услуг входят не только голосовые вызовы, но и интернет. 6 апреля в Челябинской области в рамках стратегии «Другие правила» мы представили новую продуктовую линейку. Цены на услуги снижены, особенно на интернет. Есть такие пакеты, где ежемесячная абонентская плата равна стоимости двух чашек кофе. В новой линейке тарифов «Мой» мы предлагаем абонентам действительно выгодные цены. Здесь присутствуют безлимиты на самое востребованное – социальные сети и мессенджеры, кроме того, остатки минут, гигабайтов и SMS из пакета переносятся на следующий месяц. Чтобы быть интересным и привлекательным, нужно отличаться. Могу вам сказать, что количество желающих перейти на Tele2 с сохранением своего номера телефона постоянно растет. По сравнению с декабрем 2016 года, в марте 2017 количество переходов в Tele2 увеличилось на 56%».
Несмотря на кризисные времена, предприимчивые южноуральцы рискуют и открывают предприятия, начинают бизнес-проекты. Так, в 2016 году было создано более 107 тыс. предприятий. Из них более 65 тыс. начинающих индивидуальных предприятий. При этом около 12 тыс. предприятий ежегодно закрываются.
«Выживаемость стартапов на южноуральской бизнес-почве составляет более 80%, - констатировала факт руководитель челябинского «Инновационного бизнес-инкубатора» Анна Комарова. - Чаще всего начинающие предприниматели закрываются именно потому, что неправильно распределяют свои финансовые ресурсы и кредитные средства, взятые в банках. Кто-то страдает из-за неблагонадежности партнёров или поставщиков. Кто-то – из-за отсутствия потребительского спроса. Но последнее,к ак правило, связано с неверно выбранным направлением на начальном этапе. Мы в первую очередь поддерживаем социальные проекты, молодёжное предпринимательство (до 30 лет), женское предпринимательство, предпринимателей-инвалидов и т.п. Большое внимание уделяем инновационным проектам».
«Наша мобильная бургерная работает уже третий год, - рассказал управляющий партнёр мобильной бургерной «Ковбой BBQ» Кирилл Кожевников. – Кредит, который мы брали на развитие бизнеса и строительство первой машины для бургерной мы выплатили. Сейчас взяли второй кредит, через месяц-полтора выведем вторую машину и обновим ассортимент. Сегодня у нас представлено шесть видов бургеров. Есть острые и неострые, маленькие, средние и большие. Все ингредиенты натуральные. Мечтаем вывести фаст-фуд на европейский уровень. Но пока получается не так стремительно, как хотелось бы. Шаурма наступает по всем фронтам! Да и цены на наши бургеры на 5-7% выше, чем на шаурму. Опять же из достоверных источников известно, что большинство владельцев ларьков с шаурмой умудряются каким-то образом уходить от налогов. Мы налоги честно платим. Понятно, что никаких рекламных бюджетов у нас нет, привлекаем клиентов через соцсети. Здорово помогает так называемое «сарафанное радио».
«Я начала развивать собственный бизнес, когда чётко осознала: у нас действительно есть очень большой сегмент потребителей, которые хотят модно, стильно и качественно одеваться, - продолжила тему челябинский дизайнер Асель Куан. – И отнюдь не по ценам мультибрендовых и брендовых бутиков. Так мы начали шить одежду и для персонала, и для вип-сегмента, и для первых модниц в стиле минимализма. Спрос есть, главное работать не на одно узкое направление, а сразу по нескольким фронтам!».