Варенье из молодых сосновых шишек, черника, брусника и облепиха на меду, орехи в сосновом сиропе – такие необычные лакомства готовит челябинка Мария Юздова. Хозяйка «Кладовочки бурундука» рассказала chel.aif.ru, откуда берутся рецепты и трудно ли сейчас начать свое дело.
Семейное дело
Мысль о том, чтобы готовить лакомства на продажу, появилась, когда Мария была в декрете со вторым ребенком. Началось все с варенья из шишек, но постепенно то, что задумывалось как подработка, стало основным делом.
«Я выросла в маленьком поселке на севере Свердловской области. Умение что-то добыть в лесу и сохранить это было вопросом выживания. Оттуда, из детства, знания о дарах леса и рецепты, которыми пользовались еще бабушки», - говорит она.
Сейчас спрос на варенье, орехи в меду и другие продукты уже достаточно велик, но переходить от домашних способов приготовления к промышленным Мария не планирует.
«На производственных линиях варенье готовится в закрытых емкостях, и вкус у него совсем не тот, что у домашнего. Мы продолжаем готовить варенье «бабушкиным методом», правда, объемы довольно большие», - говорит челябинка.
Наемных работников тоже привлекать не планируют, но зато в деле занята вся семья. Мама Марии шьет симпатичные тканевые мешочки для иван-чая и травяных сборов, дети помогают клеить этикетки на банки, а муж отвечает за продвижение продукции. Важна и поддержка друзей: несколько семей из Башкирии, Пермского края и Свердловской области помогают собирать шишки, травы и ягоды – своими силами челябинцы с заготовкой необходимого объема сырья уже не справляются.
Название «Кладовочка бурундука» для семейного дела придумал отец Марии. Село, в котором она провела детство, называется Бурмантово, а его жители сами себя часто именовали бурундуками. Бурундук – это тот, кто любит и умеет делать полезные запасы. Да и самих зверьков в окрестных лесах водится немало.
«Нам предлагали поменять название на что-то более простое и звучное. Подумали и решили – останемся «Кладовочкой бурундука». Тем более, что у нас всю семью уже прозвали бурундуками», - говорит Мария.
Варенье из шишек до сих пор остается вне конкуренции – чтобы получить баночку с лакомством, желающие записываются в очередь. Популярны орехи и ягоды с медом. Но в этом деле всегда есть место экспериментам.
«Новинки часто появляются благодаря постоянным подписчикам нашей группы в соцсети. Спрашивают: есть что-нибудь новенькое? И я стараюсь что-то придумать. Потом пробую, смотрю – что-то так и остается «для себя», удачные продукты выставляем на продажу», - рассказывает Мария.
«Ты не один»
Недавно продукты от «Кладовочки бурундука» стали лауреатами конкурса «20 лучших товаров Челябинской области». А в середине июля южноуральское варенье отправилось в столицу – Мария стала одной их тех, кто представлял регион на фестивале «Вкусы России». Подготовка к нему была непростой – самый разгар сезона сбора, надо обработать сырье и приготовить десятки литров варенья. На самом фестивале за прилавком нужно было стоять с 8 до 22 часов, постоянно отвечая на вопросы гостей. Но благодаря поддержке специалистов центра «Мой бизнес» Елены Азаровой и Светланы Полторыхиной челябинские предприниматели достойно представили в столице родную область. И результаты оказались вдохновляющими.
«Спрос был просто огромный, - вспоминает челябинка. – мы распродали всё, вернулись домой пустые. Постоянно проводили дегустации, был очень большой интерес и к нашей продукции, и к другим южноуральским брендам – «Петровские соления», «Сыры из Сыростана». Кроме того, удалось пообщаться с представителями малого бизнеса из других регионов. Ощущение, что ты не один, что многие люди поднимают свое дело с нуля, придумывают, творят – это очень вдохновляет».
Мария признается, что на фестивале её удивил подбор блюд, которые были предложены гостям.
«Было мало русской кухни. Например, удмуртские или бурятские блюда были хорошо представлены, а вот блинов или окрошки было мало. У большинства регионов были в том или ином виде шашлык или плов и много-много бургеров», - поделилась впечатлениями челябинка.
Искать и пробовать
Готовкой варенья на продажу Мария занимается уже пять лет. Признается: сначала было непросто, но в последние год-два стало полегче. Очень кстати оказалась поддержка центра «Мой бизнес». Специалисты помогали и с бизнес-планом, и с оформлением документов для сертификации продукции.
«Ручной труд сейчас ценится. Но мы не можем конкурировать по цене с, например, джемом фабричного производства. Поэтому в магазинах масс-маркета нашей продукции нет места. А вот небольшие магазины фермерских продуктов, сувенирные лавки – это наш случай. Там другой порядок цен, и люди готовы платить больше за качество, эксклюзивность, дизайн и старания производителя. С другой стороны – сильно повышать цены мы не будем. Дело в том, что многие наши постоянные клиенты – люди небогатые. Мне бы не хотелось, чтобы они потеряли возможность покупать наше варенье», - говорит Мария.
Тем, кто лишь задумался о том, превратить ли свое хобби в заработок, челябинка советует обратиться в центр «Мой бизнес». Здесь специалисты в первую очередь помогут будущему предпринимателю понять, на правильном ли он пути.
«У многих их тех, кто решил заняться своим делом, проблема в том, что не знают, где и как продавать. У нас тоже были такие сложности, а сейчас график выставок и ярмарок такой плотный, что приходится даже отклонять некоторые приглашения. Я считаю, что те, кто умеет что-то делать руками, сейчас очень нужны. Надо пробовать, искать возможности – и рано или поздно все получится», - говорит Мария.