Сегодня Россия и Запад снова переживают не самые спокойные времена. Почему же мы не понимаем друг друга? Может быть, корни всего в религии, в том, что у православия и католицизма разные системы ценностей? Ведь даже Александра Невского у нас хвалят не столько за разгром немецких рыцарей, сколько за то, что не допустил распространения католицизма на Руси.
За ответами мы обратились к самому молодому профессору ЮУрГУ, доктору исторических наук Александру АНДРЕЕВУ. Темой своих исследований он сделал взаимодействие русского общества с Римско-католической церковью, историю неправославных вероисповеданий в России.
Ролики у храма
— Казалось бы, католики и Челябинск далеки друг от друга. Однако и у нас возник спор, когда православные потребовали убрать из храма Александра Невского атрибут католичества - орган. На чьей вы стороне в этом споре?
— Дело не в органе, а в использовании храма для неподобающих целей. Вот, представьте, наш бывший органный зал, люди (в том числе и женщины) входят в алтарь, с целью, понятно, весьма далёкой от богослужения. Это, скажу прямо, называется кощунством. Но само распоряжение о перемещении органа не могло ниоткуда выйти, кроме как из наших «высших» областных сфер. Но некоторым людям выгодно спекулировать на этом, кричать, что разорили «храм искусства». Выгодно в первую очередь жрецам этого самого искусства. То есть, здесь прямо-таки конфликт разных жрецов. Безусловно, я не мыслю себя вне мировой культуры, но абсолютно уверен, что христианское спасение важнее фуг Баха.
Расскажу одну историю. Три года назад, когда уже вовсю разгорелся конфликт по поводу органа и было получено разрешение изредка проводить на Алом поле богослужения, мы с женой зашли в этот самый органный зал, чтобы узнать расписание служб. Нас враждебно встретили работники культуры в галстуках-бабочках, затопали ногами и, гневно показывая на нас пальцами, пытаясь, наверное, что-то показать или доказать друг другу, провозгласили: «Вот они, наркоманы!» (имелись в виду, похоже, «опиум для народа» и те, кто на нём «сидит»). Понять этих людей, «трезвенников от культуры», можно, у них ведь свой интерес, но вот нас понять они так и не захотели.
— Заметил, что около костёла на ЧМЗ катаются дети на роликах и никто их не гоняет. Почему такое трудно представить на территории православной церкви?
— Потому что светский налёт в религиозной культуре католиков давно стал нормой. Для них нет ничего странного, если в костёле проводится концерт рок-группы или что-нибудь ещё в этом роде. Протестанты в этом отношении ушли дальше них, но и католики не сильно отстали. Православные же, на мой взгляд, ещё сохранили ощущение того, что дело спасения и современный городской быт с его чрезмерным комфортом и, главное, развлечениями (ролики - ведь это бытовой комфорт и развлечение, не правда ли?) — вещи разные. Есть такая поговорка: «Не путай Божий дар с яичницей». Так вот: самое время трактовать её буквально. Но в то же время не думайте, что у православного храма детям и поиграть нельзя. К любому храму в воскресенье подойдите - там дети прихожан играют друг с другом, бегают взапуски, резвятся, веселятся, и никто, уверяю вас, их не гоняет.
— Перенос органа многие связывают с фигурой бывшего нашего митрополита Феофана. Сейчас его сменил Никодим. Как считаете, приход нового митрополита скажется на религиозной ситуации в регионе?
— В любой, даже самой строгой структуре, а РПЦ, безусловно, к таковой относится, архиерей - это ещё и администратор. При всей вертикали власти, которую выстроил президент в стране, приход, скажем, нового губернатора означает большие перемены. То же самое и в церкви. Изменения будут, но какие? Насколько я знаю, в одном Никодим схож с Феофаном - заявил, что, как и предшественник, будет работать над увеличением числа храмов.
300 лет догоняем
— Некоторые утверждают, что на конфликт наших цивилизаций повлияла и религия - давние натянутые отношения между католичеством и православием. Вы с этим согласны?
— Тут речь идёт о менталитете, а изучать менталитет — это что-то околонаучное. Вроде того — пойди туда, не знаю куда, найти то, не знаю что. Но рациональное зерно в этом есть. Конфликты нашей страны с Западом случались уже бессчётное количество раз - сначала модернизация, потом переосмысление. Но вектор движения на Запад всё равно сохраняется.
Ценности, безусловно, у нас во многом различаются. У них индивидуализм и в миру, и в церкви, а в православии - соборность, причём во всём - от решения каких-то вопросов на деревенском сходе до догматических проблем в церкви. У католиков во главе папа, который может многое менять даже в культе, у нас же все вопросы только через Вселенский собор. Это не значит, что одно хорошее, а другое плохое - везде свои плюсы и минусы.
— По поводу индивидуализма тоже разные точки зрения - кто-то считает, что в этом наше спасение, кто-то видит погибель.
— На Западе человек никогда не теряется в толпе. Это неплохо, если судить с точки зрения буржуазного мира. Сравните, как проходят службы в храмах: у нас целая толпа, все перемешаны, а у католиков всё чинно, у каждого своё место.
И если для протестантов, которые выросли из католицизма, более всего важен успех своего дела, практицизм, то для православия - спасение, воздаяние. Словом, у них превалирует ра-зум, а у нас сердце.
— Так не отсюда ли наши беды? Когда вместо того, чтобы подстричь лужайку у крыльца, наш человек размышляет о спасении и воздаянии?
— Вы повторили точку зрения, которую в своё время озвучил философ Пётр Чаадаев. Да, конечно, такие установки во многом повлияли на мировоззрение, какие-то привычки. Вопрос ещё и в том, насколько нам надо постоянно догонять и перегонять европейские страны? Ведь эта гонка продолжается уже 300 лет. Вот тут могут быть разные точки зрения.
Видите ли, и православие, и католицизм сформировались ещё на заре средних веков, они абсолютно не современные, хотя само понятие «современность», как и «модернизация» - чисто капиталистические. По сравнению с католицизмом, православие ещё более архаично выглядит. В ту пору, когда всё формировалось, человек был очень не уверен в своём будущем, голодал, мало на что мог повлиять, так что ему оставалось лишь размышлять, что называется, о вечном.
— А сейчас все установки поменялись, и те устремления уже не актуальны?
— Я сам православный и вижу не только минусы. Считаю, что в недалёком будущем общество может всё-таки свести все устремления к общему знаменателю, и православие может в этом сыграть огромную роль. То, что мы не забываем о душе, - это большой плюс. Когда человек слишком приземлён, это большая беда. А реальность такова, что капитализм в своих основах деформирует религиозность.
Пещерное время
— В Японии, Китае, других странах, где распространён буддизм, тоже во главе угла ставят созерцательность, но при этом экономика там бурно развивается. Может, не в религии дело?
— Буддизм — это совершенно другое. Там действительно многое значит созерцательность, но она в итоге выплёскивается в какое-то внешнее действие. Вспомните, например, боевые искусства.
Возвращаясь к России, можно сказать, что интерес к вечным вопросам просыпается, когда жизнь человека бьёт — сытая спокойная жизнь такому интересу не способствует. И так уж получилось, что в России жизнь бьёт человека достаточно часто.
— Сейчас тоже такое время? Или сытое?
— У нас всё доводят до крайности, и нынешнее время я бы назвал возвращением к пещерному уровню. В первобытное время кто больше ценился? Философ, который перед входом в пещеру водит палочкой по песку и что-то придумывает, или же охотник, который мастерит хорошие стрелы? Ответ очевиден. И у нас сейчас эпоха пещерного прагматизма. С одной стороны, вроде всё правильно, но на самом деле это путь в никуда. Я даже могу судить по ситуации в науке. Но есть энтузиасты, которые работают не на карман, у кого в голове не бухгалтерская книга. Может быть, кстати, поэтому Россия при всех своих бедах рождала больше учёных и деятелей искусства, чем та же Швейцария. Идеи православия, самоотверженности тоже могли сыграть свою роль.