С начала 2017 года в Челябинске закрылось 38 магазинов с торговой площадью более 4 тыс. кв. м. А за весь 2016 год закрыто более 300 магазинов с торговой площадью более 40 тыс. кв. м.
«Закрытию магазинов способствует снижение доходов населения и, соответственно, потребительского спроса, - отметила замначальника Управления по торговле и услугам Администрации г. Челябинска Инна Красильник. - «Сворачивать» бизнес торговцев заставляют также рост налоговой нагрузки на бизнес, увеличение стоимости кредитов и высокая конкуренция на рынке. Небольшие магазины (площадью менее 300 кв. м) сильно проигрывают в конкуренции сетевым торговым магазинам, которые благодаря большим объемам закупок, получают от переработчиков большие скидки на товары».
Если предприимчивые южноуральцы пытаются начать торговый бизнес, то что чаще всего открывают небольшие магазины по реализации продовольственной группы товаров, а также товаров первой необходимости, не требующих большого первоначального капитала. Например, в Челябинске наблюдается тенденция открытия магазинов по франшизе («Чебаркульская прица», «Ситно» и др.). Замечено, что население всё больше внимания уделяет товарам дешёвых марок, внесезонным распродажам, а предприятия торговли в свою очередь вынуждены всё чаще прибегать к маркетинговым уловкам для активизации спроса. Так, во многих магазинах сейчас полки заполняются продуктами в собственной упаковке («собственной торговой марки»), которые в среднем на 20% дешевле брендированных аналогов. Наиболее распространенные – это молочные продукты, шампуни, стиральные порошки, зубная паста и средства личной гигиены.
Сети вытесняют малых предпринимателей
В Челябинской области сегодня насчитывается более двух десятков торговых сетей. Закон о торговле ограничивает их: в каждом конкретном муниципальном образовании торговая сеть не должна иметь долю более 25% исходя из товарооборота. Однако по итогам 2015 года торговая сеть «Магнит» превысила эту норму в девяти муниципальных образованиях (Локомотивный и Южноуральский городские округа, Агаповский, Брединский, Еманжелинский, Нагайбакский, Саткинский, Снежинский и Ашинский муниципальные районы). Челябинское УФАС направило письма главам образований с указанием предпринять меры по развитию конкуренции на рынке розничной торговли.
«Засилье торговых сетей должно быть пресечено на уровне муниципалитета, - объяснила глава ведомства Анна Козлова. - Органы местного самоуправления не вправе давать землю и муниципальную недвижимость под открытие новых объектов сети. К слову сказать, появилась информация о том, что в Краснодарском крае «Магнит» вообще вытеснил все торговые сети. В результате потребительская продуктовая корзина там стала дороже, чем в других субъектах РФ. Что касается цен на продукты питания, то сразу скажу: УФАС их не контролирует. В нашем ведении только цены на алкоголь и табак. Все остальные лишь косвенно подлежат нашему контролю: если цена на продукт питания, входящий в категорию социально значимых (мясо, молоко, масло, мука, хлеб и др.) в течение трёх месяцев ежемесячно возрастает на 30%, то правительство РФ может ограничить цену в субъекте. Механизм существует, но он ни разу не применялся».
Нет повода для оптимизма
Сегодня ходит много разговоров о том, как поддержать малый торговый бизнес. Были предложения запретить сетям торговать ночью, а также в выходные и праздничные дни, как в европейских странах. А в Магнитогорске, например, был такой опыт: субъекты малого и среднего бизнеса объединились в торговую сеть и развивали фермерское направление. Местным производителям продуктов питания очень тяжело пробиться на полки в сетях: сегодня многие сети устанавливают дополнительную повышенную ответственность за неисполнение договора о поставке. Так, в одних сетях штрафная санкция за несвоевременное предоставление сопроводительных документов составляет 15% от объёма поставки, в других - 50%, а в сети «Красном и белое» – аж 100%.
«Сегодня порядка 50% товаров реализуются через крупную розницу, сетевые магазины, а 50% по-прежнему через малый бизнес, - констатировал факт вице-председатель совета ЧРО «ОПОРА России» Денис Константинов. - Он является основным драйвером, повышающим качество и конкурентную способность любой продукции на рынке. Благодаря именно малому торговому бизнесу монополисты в сетях не задирают цены. Но мы не испытываем оптимизма. Компании малой розницы работают в условиях перманентного стресса: помимо того что упал потребительский спрос и платежеспособность населения, за последние три года оборот розничной торговли упал на 30%. В таких условиях невозможно двигаться вперёд и развиваться, все заняты лишь мыслями о выживании. Нужно сделать всё возможное, чтобы сети окончательно не подавили розницу».
Зачем нам столько торговых комплексов?
По данным мониторинга городского Управления по торговле и услугам, на 1 января 2017 года более 50% торговой площади в городе приходилось на ТЦ и ТРК. Торговая площадь розничной торговой сети составляла 1 357,21 тыс. кв. м. Кстати, существует норма: на одну тысячу человек городского населения должно приходиться 727,09 кв. м торговых площадей. В Челябинске обеспеченность населения торговыми площадями зашкаливает, превышая действующий норматив на 55,7%. (1132,09 кв. м на 1000 жителей).
Пользуются ли спросом торговые центры, открытые за последние годы в Челябинске? По мнению администрации, пользуются.
«Есть определенные показатели эффективности работающего ТЦ, ТРК, - говорит Красильник. – Это высокий трафик и уровень лояльности покупателей, высокий уровень арендных ставок, низкий уровень вакантных площадей и др. Стабильность данных показателей в течение времени говорит о рентабельности данных торговых предприятий».
Торговая инфраструктура будет развиваться дальше. В 2017-2019 годах ожидается ввод в эксплуатацию следующих крупных объектов розничной торговли: ТК «Ёлки» на перекрестке ул. Бейвеля и ул. 40-летия Победы, ТК «Космос» на пересечении пр. Победы и ул. Чичерина, ТРЦ «Облако» на пересечении ул. Университетской Набережной и ул. Академика Королёва и др. Кроме того, запроектировано строительство гипермаркета IKEA в пос. Терема. С 2010 года ТК и ТРК становится только больше: в 2010 году в областной столице их насчитывалось 49, в 2013 - 91, а в 2016 – 107. при этом с 2010 года ни один из открытых ТК не был закрыт, наблюдалась лишь реконструкция (ТК «КС», ТК «Калибр»).
Самые крупные ТД в Челябинске:
ТРК «Алмаз» (открыт в 2015) с торговой площадью 50,7 тыс. кв. м
ТРК «Родник» (2011) - 89,0 тыс.кв. м
ТК «Кольцо» (2011) - 39,5 тыс.к. м
ТРК «Горки» (2007) - 35,5 тыс.кв.м
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Татьяна Вдовина, начальник управления экспертизы ЮУТТП : Тяжёлым бременем на индивидуальных предпринимателей, работающих в торговой сфере, легла обязанность по замене контрольно-кассовых аппаратов. Один кассовый аппарат со всеми современными опциями обходится около ста тысяч рублей. И если в Челябинске «ипэшники» ещё как-то пытаются справляться, то в области, где покупательская способность ниже в разы, многим это не под силу.
Ещё один проблемный пункт – недобросовестная конкуренция. Какие бы заслоны не ставились контрафактной продукции, она всё равно присутствует на рынке. В последнее время в ЮУТПП увеличилось количество экспертиз по определению контрафакта. Как правило, заказчиками таких экспертиз становятся производители. Объектами экспертиз чаще всего становятся алкоголь, сигареты, продукты питания и одежда.