«Велосипедистам не место на дороге, их просто не видно, это опасно», - говорят многие автомобилисты. «Велосипедистам не место на тротуаре, они слишком быстрые, могут наехать», - то и дело жалуются те, кто чаще ходит пешком. Как же должны вести себя люди на велосипедах с точки зрения правил дорожного движения в реальности наших городов, где нет разветвлённой сети велодорожек?
Кто кому уступает?
Первый наболевший вопрос – езда по тротуарам. Правила достаточно чётко определяют, какие категории велосипедистов могут передвигаться вместе с пешеходами. В первую очередь это разрешено, вернее даже предписано, велосипедистам младше 14 лет. Также по тротуару могут ехать взрослые, если они сопровождают велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозят ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе. Кроме того, езда по пешеходной части улицы разрешена при отсутствии велосипедных и велопешеходных дорожек, а также если нет возможности ехать по дороге. Во всех остальных случаях велосипедисты старше 14 лет обязаны двигаться по специальной дорожке либо по правому краю проезжей части.
Важно, что при движении по проезжей части велосипедисты подчиняются всем правилам, действующим для автомобилей, а при езде по тротуару, соответственно, – требованиям для пешеходов. То есть, выезжая с тротуара на пешеходный переход, велосипедист обязан спешиться и пройти эти несколько метров, ведя своё транспортное средство рядом.
«Водители автомобилей должны обратить внимание, что если они собираются поворачивать направо, а по тротуару параллельно проезжей части едет велосипедист, и он намерен двигаться прямо, то при повороте ему нужно уступить дорогу, - п.13.1 ПДД. Данное правило оспаривалось в Верховном суде, но все осталось как есть», - отмечает правозащитник и автоюрист Юрий Панченко.
Запреты и штрафы
В правилах также есть указания, чего велосипедистам делать нельзя:
- управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам (как уже говорилось выше, здесь речь идёт именно о езде, пешком - можно).
Как и для других участников движения, для велосипедистов предусмотрены наказания за несоблюдение правил.
«Ответственность велосипедиста регламентирует часть 2 статьи 12.29 КоАП РФ. Согласно ей, нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей. Если же правила были нарушены в состоянии опьянения, то штраф составит уже от 1000 до 1500 рублей», - отмечает автоюрист.
Кто проверит?
Водители автомобилей обязаны сдавать экзамены на знание правил и получать права, так почему бы не ввести подобную практику и для велосипедистов – может, тогда и нарушений будет меньше?
«Практика по обучению была, но очень давно. Прежде чем вводить подобное требование, необходимо разобраться, кто будет контролировать сдачу экзаменов велосипедистами. Фактически их придется приравнять к водителям мопедов. Проверить водительское удостоверение у водителей мопедов не так-то просто, тем более, если у них прав нет. Они начинают удирать от полицейских. А догнать - сложно. На мопеде можно проехать там, где автомобиль не пройдет по габаритам. Для малолетних это становится игрой, которая в любой момент может закончиться трагически. Нужно ли это велосипедистам?», - говорит Юрий Панченко.
Надо сказать, что безопасность на дороге во многом зависит не от размера штрафов и строгости сотрудников ГИБДД, а от взаимоуважения между всеми участниками движения. Если автомобилисты будут внимательны, а велосипедисты не станут «вилять» по дороге и неожиданно выезжать с тротуара, аварий станет значительно меньше. То же касается взаимоотношений пешеходов и велосипедистов: и тем, и другим нужно лишь двигаться не посередине тротуара, а держаться правой стороны и не совершать слишком резких движений.