14 июня 1913 года в газете «Голос Приуралья», по соседству с рекламой автомобилей Ford, было опубликовано «Обязательное постановление Челябинской городской Думы о порядке езды на велосипедах и автомобилях».
Постановление имело законную силу, а все владельцы транспортных средств – велосипедов и автомобилей – обязаны были его исполнять. Возможно, сейчас чтение первых правил вызовет улыбку. Но тогда это был передовой документ: городские власти таким образом ответили на вызов времени и позаботились о безопасности уличного движения.
Велосипеды «подрезают» экипажи
«До появления автомобилей регламентация уличного движения не была актуальной проблемой, – говорит заместитель директора по науке Государственного архива Челябинской области Николай Антипин. – Правила уличного движения существовали только в столицах – Москве и Петербурге. Но, начиная с 10–х годов прошлого века, когда в Челябинске автомобилей стало больше, чем один, возникла потребность в таких правилах и в нашем городе».
Кстати, велосипедное движение до революции в Челябинске было достаточно активным.
«Если полистать газеты того времени, то мы увидим большое количество различных сообщений, связанных с велосипедами, – поясняет Николай Антипин. – Это объявления о продаже велосипедов, о кражах, сообщения о первых ДТП – наездах велосипедистов на пешеходов».
В газетных публикациях, в частности, писали об «агрессивном движении велосипедистов», о том, как они обгоняют и «подрезают» экипажи, пугая тем самым лошадей – и все это, говоря современным языком, создает опасную транспортную ситуацию. А барышни, к примеру, жаловались, что велосипедисты слишком быстро ездят, поднимают пыль, мешают прогуливаться и создают дискомфорт.
Не попадите под лошадь!
«Езда на велосипедах разрешается во всякое время, по всем улицам и площадям города, лицам, получившим билет и нумерной знак из городской управы, знак этот прикрепляется к седлу велосипеда с задней стороны», – говорится в постановлении Думы 1913 года.
Что касается автомобилей, то здесь уже закрепляется алгоритм, ставший впоследствии привычным: экзамены – права – номерные знаки.
«Разрешение на автомобильную езду выдает Челябинская городская управа лицу, выдержавшему испытание в умении управлять машиною. Испытание в умении управлять машиною производится городской управой непосредственно, или через сведущих лиц. Выдержавшим испытание в умении управлять машиною выдается билет на право езды и нумерной знак, который прикрепляется к заднему сидению автомобиля. Именной билет на право езды должен быть при ездоке».
Правила уличного движения начала века в основном обращены к велосипедистам, им предписывается ограничивать скорость, не беспокоить лошадей, обгонять конные экипажи только справа: «Быстрая езда вообще воспрещается: ездить следует не быстрее обыкновенной лошадиной рыси… Огибать углы и пересекать улицы следует, по возможности, тихим ходом. Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы, причем экипажи допускается обгонять лишь с правой стороны».
В конце постановления сказано, что «все вышеизложенные правила для езды на велосипедах обязательны и для лиц, едущих и на мотоциклетах и автомобилях, насколько они применимы для последних».
Стоит отметить, что в первых челябинских ПДД приоритет в движении имели, безусловно, извозчики и конные экипажи, а правила были направлены на то, чтобы велосипеды и автомобили не создавали им особых проблем.
Очевидно, тогда это было объяснимо с точки зрения безопасности движения. Велосипедист или автомобилист в какой–то дорожной ситуации могут ограничить скорость, остановиться, а лошадь может испугаться и понести…
Правила предписывали лишний раз лошадей не нервировать: «В случай беспокойства лошадей велосипедист обязан был умерить ход или сойти с велосипеда и, по возможности, закрыть его собой».
50 лет спустя
Теперь обратимся к другому документу, который появился почти через 50 лет после первых правил. Это «Правила уличного движения по городу Челябинску», утвержденные 4 января 1952 года решением Челябинского исполкома.
В тексте документа есть важное пояснение: «В основу издания настоящих правил положены типовые правила уличного движения по городам и дорогам СССР»
Как считает Николай Антипин, эти «отдельные городские правила» – след той самой дореволюционной традиции, когда в каждом городе формировался свой порядок уличного движения в зависимости от его интенсивности.
ПДД середины ХХ века безмерно далеки от правил 1913 года и достаточно близки современным правилам. Здесь освещены все основные темы, связанные с дорожными ситуациями: права и обязанности участников движения, условия безопасности на дорогах, правила проезда перекрестков, штрафы, дорожные знаки и т.д.
Этот документ уже не вызывают улыбку, как его предшественник. Хотя, возможно, среди предписаний встречаются и такие, которые сейчас кажутся неактуальными. Например, «велосипедистам воспрещается: ездить в нетрезвом состоянии, ездить по тротуарам, ездить, не держась за руль руками, держаться за трамвай и другой транспорт».
Без знаков приоритета
Интересно проследить, что в целом изменилось в правилах дорожного движения за последние полвека:
- В 1952 году в отдельных случаях был разрешен проезд на красный свет: «Как общее исключение из правил, разрешается поворот транспорта на красный сигнал направо в прилегающий проезд при условии, что это не помешает транспорту, движущемся в поперечном направлении». В нынешних правилах красный сигнал запрещает движение без всяких оговорок.
- Об ограничении скорости: «cкорость движения на улицах города не должна превышать на легковых автомобилях, мотоциклах и автомобилях типа «ПИКАП» до 45 км/час; для трамваев, троллейбусов и автобусов до 35 км/час, на грузовых автомобилях до 35 км/час, для гужевого транспорта и велосипедов до 15 км/час».
- Изменились и правила обгона. В то время водитель не мог обгонять другие машины, если он находился недалеко от социальных учреждений: «Обгон воспрещен при плохой видимости, в тумане, в гололедицу, на перекрестках, на пешеходных переходах, а также возле школ, больниц, клубов, в местах скопления публики».
- Количество знаков в сравнении с сегодняшним днем было минимальное: «По своему назначению дорожные сигнальные знаки разделены на три группы: предупреждающие – 4 знака, запрещающие – 14 знаков, указательные – 8 знаков». А сейчас основных знаков насчитывается более ста (не считая знаков особых предписаний).
- Заметим, что в начале 1950–х нет группы знаков приоритета. Нет даже знака главной дороги. Зато в тексте правил перечислены главные и магистральные улицы Челябинска: Спартака, Кирова, Ленина, Труда, Воровского, Цвиллинга, Сталина, Каслинская, Елькина. Водитель должен был их знать и руководствоваться этим знанием при проезде перекрестков.
ПДД–1952 не выглядят безнадежно архаичными. В них заложены те базовые принципы, которым мы должны следовать и сейчас.
В первую очередь, это безопасность на дорогах и равная ответственность всех участников движения: «Все граждане обязаны выполнять настоящие правила уличного движения, руководствоваться дорожными знаками, сигналами светофора и т.д. Никто из лиц, пользующихся транспортом, в том числе руководители предприятий, учреждений, организаций, не имеют права понуждать водителей транспорта выполнять указания, находящиеся в противоречии с данным правилами».
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях: