В 1916 году, в соответствии с рекомендациями Оренбургского губернского педагогического совещания, в Челябинске был создан Отдел по народному образованию при городской управе. К тому времени в городе давно и успешно действовала сеть образовательных учреждений: церковно-приходские школы, гимназии, реальные училища.
На частные деньги
Миф о поголовной безграмотности населения дореволюционной России, плотно засевший в наших головах, давно пора развеять. И цифры официальной статистики не подтверждают эти представления о «всеобщей темноте»: к 1917 году более 70% городского населения в России было грамотным. Среди сельского населения этот показатель был, конечно, ниже - 37%, но всё же о всеобщей безграмотности говорить не приходится.
«В Челябинске в конце ХIХ-начале ХХ века стремительно растёт количество различных учебных заведений, - рассказывает Артём Александров, учёный секретарь Центра историко-культурного наследия г. Челябинска. - В городе в то время работали начальные школы, мужские и женские гимназии, реальные училища. Поскольку Челябинск всё-таки был преимущественно купеческим городом, то ощущалась потребность в квалифицированных кадрах для ведения торговли. Потому здесь, например, была открыта торговая школа. Говоря современным языком, она готовила специалистов в сфере торговли и экономистов».
Правда, в то время бурный рост числа школ, училищ, библиотек происходил не потому, что местные чиновники «выпрашивали дотации» из центра. Всё было устроено совершенно иначе. Учебные заведения строились по инициативе представителей местного самоуправления и, как правило, на частные средства - на пожертвования местных купцов и предпринимателей.
И только в тех случаях, когда строительство было достаточно дорогостоящим и масштабным, городская управа обращалась за финансовой помощью к оренбургскому губернатору и в Петербург. Но средства, выделенные из казны, всё равно были лишь частью общих расходов. В основном инвестиции в образование были частным и сугубо добровольным делом состоятельных горожан.
Не хочу быть Главой
Яркая страница в истории челябинского образования - создание мужского реального училища на ул. Красной (тогда - ул. Садовая), ставшего впоследствии одним из самых крупных и престижных учебных заведений на Урале. Инициатором открытия такого училища выступил тогдашний городской голова Александр Бейвель. Он же стал и главным подрядчиком строительства здания.
«Город в начале века бурно развивался, благодаря появившейся железной дороге и переселенческому пункту быстро росло население Челябинска, - говорит Артём Александров. - Соответственно, росла и потребность в грамотных и квалифицированных кадрах во всех сферах жизни. Инициатива Бейвеля отвечала на существовавший в обществе запрос на образование и образованных людей».
Стоит сказать, что «принципы работы» городского главы тогда и сейчас существенно различаются. Сто лет назад городской глава на своём рабочем месте не получал зарплату, работа тогдашнего местного самоуправления определялась исключительно общественными интересами.
«Выборы главы проходили среди членов городской Думы, - говорит Артём Александров. - И многие из них просто отказывались от этой должности, потому что ответственность большая, а вознаграждения - нет. На работу надо ходить каждый день, а если возникали проблемы и городская казна несла убытки, то глава возмещал их из своего кармана».
Век образования
Здание училища на ул. Красной было построено в 1904-1907 годах, причём занятия начались здесь уже в 1905 году, а до 1907-го ещё шли отделочные работы. В его облике отразился модный архитектурный стиль того времени - сочетание эклектики и модерна; училище строилось по проекту уфимского архитектора В.Н. Чаплица. Основательное трёхэтажное кирпичное здание на фоне одно- и двухэтажной городской застройки в то время выглядело просто «небоскрёбом».
В училище, кроме учебных классов, имелись лаборатории, библиотека, спортзал, кабинет врача, на третьем этаже располагалась церковь, там проводились церковные службы. Количество учащихся доходило до 500 человек, причём здесь учились дети мещан, крестьян, купцов. Обучение было платным, дети из малоимущих семей обучались в основном за счёт государственной поддержки и именных стипендий.
Что касается программы образования, то список учебных предметов мало отличался от программы современной средней школы: русский язык, литература, история, арифметика, геометрия, физика, химия… И, конечно, обязательный предмет того времени - закон Божий.
После окончания училища выпускники могли или сразу идти работать, или поступать в столичные университеты.
«Это одно из немногих зданий в городе, которое сохранило свои функции на протяжении 100 лет, - говорит Артём Александров. - Ведь оно изначально создавалось именно как образовательное учреждение. Сначала здесь размещалось реальное училище, потом в 1920 году его реорганизовали в школу второй ступени, потом здесь был педагогический техникум, а в 1930-е годы оно было передано Уральскому институту механизации и электрификации сельского хозяйства. Сейчас там находится учебный корпус Южно-Уральского аграрного университета».
Кстати
На строительство училища было израсходовано более 102 тысяч рублей. Стоимость обучения в год составляла 40 рублей, после 1914 года - 50 рублей (для сравнения: корова тогда стоила 15 рублей). В 1915 году из богатых семей в училище обучались 150 детей, из крестьянских семей - 124, из семей мещан и казаков - 178 детей.