С новым промышленным комплексом, за полтора года с ноля построенным в Варненском районе, уже познакомились общественники, экологи и даже школьники, выбирающие себе будущие профессии.
О специалистах–горняках и металлургах, которых здешнее рудное сырьё превращают в товарную медь, золото, серебро, даже говорить не приходится. Но в конце прошлой недели на Михеевском ГОКе ждали особенных гостей.
«Реализованный Михеевский проект – событие федерального масштаба,– подчеркнул начальник управления природных ресурсов Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области Илья БЕЛОБОРОДОВ.– Потому он на особом счету и у нас, как один из флагманов новой инновационной экономики Южного Урала, один из драйверов региональной «Стратегии 2020».
Со всего Урала и Сибири на комбинат приехали посланцы научных институтов и специализированных организаций, которые разрабатывают технические проекты строительства новых и модернизации действующих производств по добыче и обогащению полезных ископаемых. К ним присоединились и производственники с действующих предприятий.
Интерес был не только профессиональный, но и сугубо познавательный. По словам одного из участников поездки, инженеры–проектировщики хорошо представляют себе будущее производство, когда оно пребывает в «бумажной» стадии, в виде чертежей, расчётов, данных геологических, геофизических разведок, заключений экспертиз, бессчётного количества разрешений и согласований. Проектный надзор есть и во время строительства технологических корпусов или в начале разработки рудников. И потом, когда научные и технические идеи превратятся в реальность, новое предприятие заработает, «отцы–основатели» проекта, конечно, и не забывают о своём детище совсем, но внимания ему уделяют значительно меньше. Это не всегда правильно: только реальное производство помогает правильно оценить результаты проектной работы, вдохновляет на рождение свежих идей, новых технических решений для будущих объектов.
И это правда. Никакая, даже самая подробная техническая документация, иллюстрированная красочными рисунками, макетами и трёхмерными объёмными изображениями, не может заменить впечатлений от реальности.
А знакомство с горно–обогатительным предприятием, как это и принято у радушных хозяев, гости начали со столовой ГОКа. За чаем, кофе с бутербродами и всевозможной выпечкой, которую (убеждаюсь в этом уже не впервые) хорошо умеют делать в здешней столовой, гости и опекавшие их местные специалисты решили, что следовало бы осмотреть в первую очередь. Приехавших интересовало буквально всё: от складирования верхнего почвенного слоя, который был снят в самом начале разработки рудника и будет возвращён на место через пару десятков лет, после окончания разработки рудных запасов, до устройства хвостохранилища, в которое складируется отработанная горная порода.
На полное знакомство со всеми производственными циклами комбината с дотошностью, вполне ожидаемой от специалистов, потребовалось бы не несколько часов, которыми располагали гости, а два или даже три полных рабочих дня. Поэтому пришлось ограничиться минимумом, который мог дать общее представление о технологиях производства и его масштабах.
Краткий инструктаж по технике безопасности пройден, каждый надел защитную каску, непременный атрибут при посещении любого промышленного производства – и автобус направился к руднику.
Гости комбината со специальной площадки осмотрели панораму горных работ со снующей внизу и с расстояния кажущейся крошечной карьерной техникой. С высоты невеликими казалась не только большегрузные Volvo подрядной организации, работающие здесь практически с самого начала вскрышных работ, с осени 2011 года, но и 180–тонные Komatsu, огромные бульдозеры и даже 22 – кубовые, под стать самосвалам, карьерные экскаваторы. Первые такие исполины, специально купленные для работы на Михеевском месторождении, спустились в рудник всего лишь несколько недель назад. Основная часть карьерной техники ГОКа пока что готовится к работе на специальной стоянке неподалёку от промплощадки. Но придёт и её черёд. Совсем скоро такие гиганты, как это и предусмотрено проектом, станут основной техникой при добыче медной руды.
Впрочем, не все технологии рудной добычи пришлось рассматривать с почтительного расстояния. К комплексу первичного дробления с гирационной дробилкой Metso, сооружению, масштабами, и внешним видом напоминающему египетские пирамиды, автобус спустился, петляя по хорошо утрамбованной, серпантинообразной дороге непосредственно в карьер, на отметку 220 метров. В эту дробилку подают всю добытую руду. Крупные куски горной породы здесь превращаются в более мелкие, и по конвейеру длиной чуть менее полутора километров отправляются на склад крупнодроблёной руды, соседствующий с обогатительной фабрикой.
«Давно собирался побывать на этом производстве в Челябинской области,– поделился своими впечатлениями в автобусе, пока мы ехали от рудника к обогатительной фабрике, заместитель генерального директора по перспективному развитию ЗАО «Ормет» Валерий ЛЕМАНОВ.– В Оренбургской области, на самой границе с Казахстаном, мы разрабатываем рудник «Весенний». И хотя структура и состав рудных пород здесь и у нас различные, есть много схожих производственных и экологических задач. После возвращения из командировки расскажу коллегам о том, что увидел в Челябинской области. Думаю, что опыт здешнего ГОКа пригодится и нам. Кстати, оба предприятия входят в единый холдинг – Русскую медную компанию. А это значит, что и инвестиционные, и технологические, и экологические подходы у нас единые».
Отделение дробления на обогатительной фабрике – пожалуй, самый сложный этап производства. Это и понятно. Здесь медная руда на специальных мельницах различного размера и назначения перемалывается до состояния мелкого порошка. Сделать это совсем не просто. Медно–порфировые руды Михеевского месторождения одни из самых твёрдых в мире. Это усложняет как добычу руды, так и её подготовку к флотации (следующий технологический цикла обогащения, очень напоминающий по принципу работы и по использованию специальных «мыльных» добавок стирку белья в гигантской центрифуге).
Практически все, кто поднялись посмотреть на работу мельниц, были, что называется, «в теме». А потому подробно объяснять суть происходившего начальнику производственно–технического отдела комбината Александру ИВЛЕВУ и начальнику обогатительной фабрики Александру ВОЛЕНКО не пришлось. Они давали краткие пояснения, когда гостей интересовал тот или другой технологический нюанс.
Нашлось время и место и для более подробного разговора. Сначала в зале управления технологическими процессами, до предела автоматизированном, буквально напичканном компьютерами помещении (его тоже не без гордости показали гостям), и чуть позднее, когда экскурсия уже завершилась.
Гости комбината увидели отделение флотации и другие технологические участки. Некоторые визитёры с пристальным, только им самим ведомым профессиональным интересом останавливались возле панелей управления, присматривались к работе операторов, разглядывали показания дисплеев, манометров, других многочисленных приборов и даже что–то записывали. А одна из женщин почему–то больше приглядывалась не к приборам и оборудованию, а к горшкам с разными цветами, которые во множестве стоят практически на всех производственных участках обогатительной фабрики. Она даже незаметно пыталась пощупать землю: политы ли цветы? Другая дама не выпускала из рук белый платок. Она не раз проводила им по поручням многочисленных лестниц и переходов на производственных участках. Но даже к концу знакомства с предприятием платок в её руках, насколько удалось мне заметить, не изменил своего первоначального цвета.
«Наша компания стала инициатором этой поездки на ГОК неслучайно,– рассказал генеральный директор ООО «НТЦ–Геотехнология» Алексей КАПЛАН.– Реализованный проект строительства горно–обогатительного комбината в Варненском районе можно считать одним из статусных, демонстрирующих творческие и технические возможности нашего коллектива, отмечающего в эти дни 10–летие. Сейчас мы проектируем в Челябинской области другой, не менее интересный ГОК – Томинский.
А здесь было интересно посмотреть на то, как технические идеи специалистов– проектировщиков реализованы практически. Это действительно важно. Потому что «живое» производство и проект, как ни крути, вещи различные. Сегодня мы увидели, как в процессе реального производства развиваются и совершенствуются технологии, применительно к конкретным условиям. И ещё не могу не сказать о том, что здешнее предприятие не только технологически современное, но и, не побоюсь этого слова, красивое. Дело не только в образцовой чистоте и ухоженности промплощадки или в разнообразии пород деревьев, цветов и зелёных насаждений, которые менее чем за год эксплуатации появились на ГОКе во множестве. Главное в системности такого подхода, это сейчас называют промышленной эстетикой, в том, что коллектив комбината вкладывает в развитие и обустройство не только силы и знания, но и душу. А это, поверьте, никакими проектами предусмотреть нельзя».