Мальчишки постигают почти забытую науку: выживать в дикой природе, ориентироваться в лесу, драться. А ещё – держать слово, если его дал, защищать слабых, быть верным и справедливым. Год назад в Челябинске при храме Сергия Радонежского создали первый молодежный патриотический центр. Назвали его в честь русского монаха-богатыря Пересвета.
Всё, как у исконных русских богатырей. Корреспондент «АиФ»-Челябинск» побывал в интересном месте.
«Наш майор»
Все началось в 2006 году, когда в Свято-Сергиевский храм пришёл на венчание майор – двухметровый богатырь, косая сажень в плечах. А венчал его тоже не хилый батюшка – профессиональный спортсмен-гиревик. Двум сильным мужчинам было о чём поговорить, как-то невзначай завязалась их дружба.
«Иван Николаевич в то время был майором спецназа, служил в «горячих точках», объездил весь Северный Кавказ: Чечню, Ингушетию, Дагестан, – рассказывает настоятель Свято-Сергиевского храма, протоиерей Ярослав Иванов. – Командировки были долгие, по полгода, семья оставалась в Челябинске. Конечно, возникали проблемы, и Иван Николаевич приходил ко мне за советом. Потом он вышел на военную пенсию, продолжал ходить в храм. И когда мы задумали создать у себя православный патриотический центр, Иван Николаевич согласился разработать проект».
Отец Ярослав частенько вспоминает, как в гости в Свято-Сергиевский храм приезжал монах Киприан (Бурков), ветеран Афганистана, герой Советского Союза. Отец Ярослав делился с ним планами по работе с молодежью, а отец Киприан сказал: «Тебе нужен хороший офицер».
И вот Бог послал такого человека: воина в четвертом поколении.
Иван Симин – выпускник Челябинского высшего военного автомобильного института. Его отец служил здесь преподавателем, умер в 38 лет в звании подполковника. Дед – фронтовик, сержант мотострелковых войск, а прадед был матросом на легендарном крейсере «Аврора».
«Прадеда тоже звали Иван, он был из обычной крестьянской семьи, на «Аврору» попал как раз накануне Октябрьской революции, – рассказывает Иван Симин. – В гражданскую войну прадед потерял руку. У меня ещё старший брат есть, он тоже майор».
Симин разработал Кодекс чести воспитанника православного патриотического центра и сочинил его гимн. Когда пришла пора открывать «Пересвет», само собой стало ясно, что заниматься им будет он сам. «Наш майор» – так между собой называют его прихожане.
С детьми тяжелее, чем с солдатами
Сейчас здесь занимаются 47 ребят от 10 до 17 лет. Обучение делится на две части: «Небесное отечество» и «Земное отечество». За небесное отвечает отец Ярослав, за земное – майор Симин.
Вторник, 9-30 утра. В классе воскресной школы – очередное занятие. За партами – несколько мальчишек в военной форме и одна девочка. За преподавательской кафедрой – отец Ярослав. Разобрали третью заповедь блаженства, поговорили о богохульстве. Сейчас разговор о сквернословии.
– Вы, конечно, знаете, что преподобный Александр Пересвет бился в поединке с Челубеем? – задаёт вопрос священник.
– Ага! – кивают пацаны.
– А известно ли вам, что Челубей был не просто воином, но тибетским монахом? И по преданию, это был воин, которого невозможно убить, заговорённый матом.
Немая пауза. Священник «усугубляет» эффект: рассказывает случай из собственной жизни, когда ему довелось встречаться с итальянским инженером, который бранился, упоминая католических святых. Если бы сейчас было лето, мы бы услышали, как муха пролетела, такая тишина в классе.
«По сути, Небесное отечество – это Закон Божий, – рассказывает отец Ярослав. – Я провожу его в формате духовной беседы, вопросов и ответов. Не все из воцерковлённых семей. Для некоторых то, о чем я рассказываю, неожиданно. А самое главное: прежде, чем принять ребёнка в «Пересвет», мы обязательно просим у родителей свидетельство о крещении. Потому что нам рукопашный бой без веры не нужен».
Если вы думаете, что сразу после «Небесного отечества» все отправляются дубасить друг друга в спортзал, сильно ошибаетесь. У «Земного отечества» тоже есть чем занять мозги. Весь теоретический курс разработал майор Симин, и если бегло перечислить, сюда входят: общегосударственная подготовка (что есть гражданин, Конституция, паспорт и другие важные вещи), краеведение, дни воинской славы, прикладная психология и даже этика.
«Этика – это обязательно, – заявляет Иван Симин. – Мы с ребятами учим, как себя вести в обществе, даже как по телефону говорить».
Иногда майору «на спасение», как в последнюю инстанцию, родители приводят трудных подростков.
«Офицер – это человек, который отвечает за жизнь своих подчиненных. У Ивана Николаевича за всю службу не было ни одной боевой потери, у него есть очень важный опыт: служения другим, – говорит отец Ярослав Иванов. – Вообще, мы – «службисты»: военные, священники, учителя, врачи, мамы, папы. В нашем центре «Пересвет» мы показываем детям, что зло можно остановить, и добро должно быть с кулаками».
Боевой майор учит ребят выживать в условиях города, добывать воду и пищу в диком лесу, стрелять, маршировать и драться, как в армии, ориентироваться, переправляться через реку, карабкаться в гору. При необходимости его воспитанники моментально натянут противогаз и с помощью сапёрной лопатки окопаются в любой местности.
«Мои друзья, бывшие сослуживцы, когда узнали, что я с ребятнёй занимаюсь, да ещё при церкви, сначала покрутили у виска, – рассказывает Иван Симин. – А потом то один, то другой, стали помогать. Подарили для занятий противогазы, комплекты общевойсковой защиты, малые сапёрные лопатки, плащ-палатки, личные медпакеты, фляжки, военную литературу и даже учебник сержанта-разведчика. Ещё у нас есть мобильный тир и целый арсенал пневматического оружия: пистолеты Макарова, автоматы Калашникова, винтовки».
Симин признаётся, что управляться со своей малолетней командой ему тяжелее, чем с прожжёнными спецназовцами. Мы смотрим на удалого майора, и думаем: «Какой же он все-таки… папа».