Его разбор клипа группы «Ленинград» i_$uss посмотрели на Youtube 700 тыс. человек. А сейчас поп-блогер Владимир Панарин входит в топ самых популярных авторов «Яндекс Дзена». Читать его канал стали после статьи "Как искупить грех аборта". Этот пост собрал около тысячи комментариев и 228 тысяч дочитываний.
Отцу Владимиру 33 года. К этому возрасту он открыл дом для жертв насилия «Центр Берег» и организовал уже второй магазин православного сэконд-хэнда. По популярности уже давно обогнал другого батюшку из Челябинска - Иоанна Карабидовича, который ездит на байке и снимает документалку про монастыри и старые храмы.
У Панарина трое детей. В редакцию он пришел перед тем, как забрать ребенка из детского сада.
Мы все друг для друга камешки
Мария Карелина, «АиФ»-Челябинск: - Отец Владимир, давайте о бухгалтерии поговорим. В такси мне водитель такую историю рассказал. Был он когда-то бизнесменом, денег куры не клевали. А детей не было. Его жена помолилась чудотворной иконе в Турции. Попросила ребёнка. И получилось: ребёнок родился, но бизнес полностью развалился. Люди правы, что Бог не даёт просто так? Что он в обмен что-то забирает?
Владимир Панарин: - Человек вот в большинстве случаев обращается к Богу как потребитель, он хочет от него что-то получить. Но он, наверное, интуитивно понимает, что что-то нужно дать. А Господь заботится о каждом человеке, чтобы ему была максимальная польза.
У нас с Богом отношения ребенка и родителя. У меня трое детей и я замечаю, как дети меня испытывают - они скандалят, требуют, просят. Они ищут границу дозволенного, и задача родителя эту границу ребенку показывать. Иногда приходится быть строгим, чего-то лишать и наказывать, чтобы ребенок понял. Кроме плохого и хорошего есть еще вред и польза для души. Нам кажется, что здоровье, деньги, успех - это и есть счастье. А Господь видит, что без достаточного количества любви и мудрости деньги, здоровье и успех могут привести к катастрофе. Господь видит, что этот ребёнок, когда вырастет, будет избалован, ни в чем не будет нуждаться или родителям не будет до него дела, потому что они будут заняты бизнесом. Господь заранее видит, что этому ребёнку не воспитаться как достойному гражданину небесного Отечества. И Господь создает условия, в которых такому ребенку будет легче стать Человеком.
Я общался с родителями, у которых родился больной ребенок. Отец поначалу мне признался, что никогда не сможет полюбить такого уродца. Но прошло время, и отец мне сказал: «Я понял, что только этот ребенок научил меня по-настоящему любить». Потому что есть продолжение жизни. И туда, в вечность, душа не возьмет с собой ни машину, ни квартиру, ни деньги. Она возьмет с собой свое умение любить, прощать, давать. Получается, о воспитании этих качеств Господь и заботится.
- Получается, ребенок - инструмент, чтобы воспитать отца.
- Мы все друг для друга камешки. Говорят же, что люди притираются друг к другу в семье, в рабочем коллективе. Постепенно острые углы обтесываются. Один человек другому как камень, чтобы обтесаться и стать более гладким.
- Отец Владимир, вы однажды сравнивали семью с монастырём. Поясните, что вы имели в виду.
- Я думал раньше, что семья это антипод монастыря. А оказалось, наоборот. Монастырь и семья - это практически одно и то же. Человек, который не сможет жить в семье, не сможет и в монастыре. Потому что и в семье, и в монастыре человек жертвует своими интересами. Мне хочется, допустим, что-нибудь поесть вкусненькое, но смотрят дети, я не могу себе позволить каких-то слабостей. Дети меня заставляют быть сильным. А про монашество люди как думают? Вот уйду в монастырь - буду целыми днями акафисты читать, молиться. А то тут мама, папа, брат и сестра не дают мне нормально общаться с Богом. И вот такой человек приходит в монастырь, ему дают лопату и говорят: иди и разгребай туалет. Человек десять лет может разгребать туалет и думать, ну когда же начнётся настоящая жизнь? А вот настоящая жизнь-то как раз и была тогда, когда ты делал то, что нужно другим. Жить для себя - это очень короткий смысл жизни. Человек очень быстро эту цель достигает и не знает, куда двигаться дальше. Счастье - это не иметь что-то, а быть кем-то. Когда ты отец или мать, муж или жена, христианин, когда ты учитель, врач, сотрудник.
- Ходит такое мнение, что уход людей через онкологию – это тоже в какой-то степени счастье. Это возможность здесь закрыть все вопросы, подготовиться к смерти, понять что-то важное.
- Когда одному афонскому старцу задали вопрос про онкологию и несправедливость такого ухода из жизни через тяжелую болезнь, он ответил: "За последнее время только благодаря онкологии наполнился рай". Человек попадает в аварию и гибнет моментально в машине, не имея возможности ни покаяться, ни отдать долги, ни попросить прощения родных и близких. А вот когда у него онкология - есть время подготовить свою душу к вечности. С точки зрения христианства Господь совершенно не кровожаден, потому что он воскресит человека вновь совершенно здоровым.
- «Медицина сделала людей больнее - раньше слабые умирали, а теперь они выживают и дают слабое потомство». Поясните эту фразу из вашего блога. Слабый - это плохой или лишний?
- Я прочитал письмо одного немецкого врача, который признался, что врачи-реаниматологи всё чаще стали делать жетончики с надписью "Не реанимировать". То есть сами врачи, наблюдая людей в реанимации, поняли, что пациенты не живут, а страдают. Я против эвтаназии, но сейчас медицина достигла такого уровня, когда может поддерживать жизнь организма и человеческого тела в негуманных уже для человека условиях, где человек не чувствует себя человеком. А медицина говорит: у нас есть все возможности, чтобы твоё тело продолжало существовать. Человечество, достигнув невероятных высот в медицине, уперлось в потолок, когда медицина стала неким условием существования человечества. На мой взгляд, человек может уже самому себе сказать: «Я устал от лечения, я хочу побыть с родными и близкими, для меня это важнее, чем продлить свои годы здесь, на Земле». Именно так, например, поступил Михаил Задорнов: он лечился, но когда он понял, что уже всё, он отказался от лечения. Человек интуитивно чувствует, что его душа бессмертна, он интуитивно чувствует, что счастье - это необязательно здоровое тело. Счастье - это когда ты любишь, умеешь любить и любим.
«Тема с деньгами - очень болезненная для церкви»
- У нас в «АиФ» было интервью с актером Петром Мамоновым. Он сказал такую вещь: «Мне страшно не умирать, мне страшно понять, что я не готов к смерти». У вас в блоге комментаторы написали: «Если человек регулярно не размышляет о смерти, то значит он тупой». Вы согласны?
- Вы не задумывались, почему полевой хомяк набирает себе корма на одну только зиму, на один год? А люди? На счетах богатых людей космические суммы денег, на которые можно себе покупать футбольные команды, острова, самолеты, и ещё в десять раз больше останется. Возникает вопрос, почему человек такой дурак, да? Почему он копит- то? С собой не заберёшь, это же очевидно. Потому что человек глубоко в душе ощущает себя бессмертным. Но без чтения Библии и познания Бога не может понять, что бессмертна душа, а не тело.
- Отец Владимир, зачем вам блогерство? Разве это по чину священнику?
- Когда я понял, что моими статьями интересуются люди, то осознал, что это миссия. И владыка мне при знакомстве сказал, что блогерство - дело хорошее. Патриархия эту деятельность одобряет.
- У вас к постам прикреплён донат. Можно пожертвовать любую сумму, и вы помолитесь за человека. Разве можно священнику быть таким предприимчивым?
- Тема с деньгами - очень болезненная для церкви. Есть некоторые священники (их единицы), которым благотворитель подарил Mercedes или дом. И вот по таким священникам судят обо всех в церкви. Думают, что священники вот такие жадные, они на деньги со свечек себе дворцы строят и т.д. Это одна крайность, одно заблуждение. Другое заблуждение: священник не может зарабатывать (получать еще где-то деньги), а раз он это делает, то это в очередной раз подтверждает, что он жадный.
Апостол Павел написал: "Я от вас не брал ничего". То есть, живите как-то своим трудом. Любой апостол или священник должен питаться от благовествования. И вот, собственно говоря, с тех пор все священники питаются от благовествования. Но потом церковь разрешила заниматься социальным служением, делами милосердия, преподаванием, педагогикой.
- У священника есть зарплата?
- Да. Правда, это называется довольство. Мы как военные служим, мы на служении. Священник, когда рукополагается, подписывает присягу. Один из пунктов присяги: ничего не требовать от верующих людей, довольствоваться доброхотным подаянием прихожан.
- Почему батюшки пишут на храмах объявления «Свечи, купленные вне стен этой церкви, в ней не действуют»? Почему свечи в деревнях дороже?
- Объяснение простое. Свеча – это не просто светильник. Это жертва. Расходы храма делятся на количество купленных в прошлом месяце свечей. И человеку так предлагается пожертвовать на содержание храма. Прихожанин, не купивший свечи, лишает конкретный приход возможности заплатить за свет и тепло в этом месяце. Такой человек придёт через полгода с новой нуждой и снова со своей свечкой, а в храме другой батюшка. Прежнего отправили куда-то - он не справился, не смог обеспечить приход всем необходимым для службы. Поэтому батюшки в отчаянии и пишут подобные вещи. Я знаю, что священники, даже находясь в сане, когда становится голодно, например, подрабатывают в такси. Это не одобряется, но что делать тому, у кого приход совсем крошечный?
- А вы сами жертвуете? Много? Кому?
- У меня правило такое: если есть в кармане 100 рублей и я вижу человека, копающегося в мусорке, я ему их обязательно отдам. Потому что мне просто стыдно пройти мимо. Если кто-то из моих знакомых просит на лекарство пожертвовать, я тоже перечисляю. У меня есть свой благотворительный фонд «Центр Берег». С моей карты шли отчисления в Фонд живой природы. Но потом карта прекратила свое существование. Вы знаете, что срок жизни благотворителя - 3 года в среднем? То есть, столько, сколько у него действует карта. Потом люди забывают переподписаться.
- Что вы говорите человеку, который потерял веру в Бога? Допустим, он говорит: «Батюшка, всё, не верю. У меня вчера умерла собака, а сейчас умирает мама. Зачем Бог создал этот ужасный мир, где так много зла?»
- Я такому человеку не верю. Я считаю, любой человек верит в Бога, просто он пытается таким образом Господа шантажировать. Я считаю, что он в любом случае снова вернется к вере и я считаю, что человек себе создает рай и ад сам в своей жизни.
- Что вы чувствуете, когда вам целуют руку?
- Я не обращаю на это внимания. Помню историю про царя, которому священник отказал давать целовать руку. Царь сказал: «Дурак ты, я не тебе, а Христу целую руку!»
- Вы пишете: «Священник - это Человек-паук». Объясните.
- Когда-то в детстве, когда я еще не верил в Бога и не ходил в храм, я восхищался таким супергероем как Человек-паук. Сфера благотворительности и священнослужения стала как раз ответом на мой детский восторг. Теперь у меня свой костюм, я прихожу на помощь людям. Все тайные желания ребенка Господь, когда он взрослеет, всё-таки старается исполнить.