Сквозь крупную сетку ограждения показываются два черных крупных собачьих носа. Виляя хвостами, на встречу выбегают взрослые коричневатые овчарки. Собаки не лают, видя незнакомых гостей, но не сводят глаз, навострив уши. Они, как и все остальные постояльцы реабилитационного центра для животных, не совсем здоровы. Это служебные псы. Но они свое отработали: обоих «списали на пенсию».
«Красавицы мои, - основатель и руководитель приюта для диких животных Карен Даллакян подходит к псам. - Умницы, умницы, охрана наша надежная». Собаки, услышав знакомый голос, крутятся на месте, радуются: сейчас будет вкусный ужин.
Все началось много лет назад, когда челябинский ветеринар Даллакян вернул к жизни очередного хищника. Лисица, лишившаяся лапы, сокол, который никогда уже не сможет летать, голубь, едва жевелящий крылом. Все эти животные здоровы, но остались инвалидами. В дикой природе они сразу погибнут, столкнувшись с более сильными хищниками. Где им жить? Необходим центр, приют для больных зверей.
Потом был прооперированный тигр Жорик, который нашел свое постоянное место жительства, Хабаровский край, только после личного вмешательства Владимира Путина. Сейчас хищник весит двести килограммов, за его судьбой следит без преувеличения вся Челябинская область и полстраны. Благодаря в том числе и прекрасным условиям содержания в личном вольере Жорик отлично себя чувствует.
Но не будешь же каждую ежиху или лосиху увозить за тысячи километров, чтоб обеспечить достойное существование. Челябинский Айболит бился за открытие первого, единственного, и так необходимого в регионе приюта. Писал письма, получал отписки. За это время десятки, сотни медведей, волков, леопардов и даже питонов, конфискованных на таможне, обиженных хулиганами или пострадавших от природной стихии, теснились в крошечном помещении клиники «Спаси меня». Наконец, федеральная земля в промзоне, временно пустующая, была найдена, Карен снова обратился за помощью к президенту, и получил документы на открытие приюта.
Сейчас на улице Ферросплавной кипит работа. Нужно очистить помещения и прилегающую территорию. Заброшенные земли и здание пришли в унылое состояние: все завалено мусором, окна стоят скорее для видимости, батареи отсутствуют. А ведь пациенты Даллакяна ждут! В первом, более-менее приличном помещении, которое удалось уже привести в божеский вид, разместились кролики, ежи, птицы. В вольере рядом - волчица Зара. Ее забрали из частного подворья, где несчастная сидела в такой маленькой клетке, что не могла даже сделать два-три шага вдоль.
Пообедав, Зара завалилась спать в будку вольера: хищница никак не может поверить валившемуся на старости лет счастью жить в новом, просторном помещении, и днем почти не выходит из домика.
По территории приюта бродит коза. Аленку работники, волонтеры, любят и жалеют: она прибыла сюда обезноженная, старая, худая, доживать последние деньки. Но не тут-то было. Оказавшись на свежем воздухе, подлечиваемая Даллакяном, Аленка, как молодая, вскочила на неокрепшие пока ноги и скачет по территории. Ее кормят и обихаживают: коза, конечно, не дикое животное, но в приюте приняли и ее.
«Здесь не только смогут доживать свой век дикие животные, - рассказывает, обходя «угодья», Даллакян. - Построим крематорий для животных: захоронения их давно запрещены всеми санитарными нормами, но места кремации в области не было. Я хочу приглашать в центр студентов-биологов и ветеринаров для лекционных и практических занятий. Вузы с удовольствием откликнулись на эту идею: ничто так не научит лечить и общаться с животными, как непосредственный контакт. Сюда же можно помещать и конфискованных животных с таможни, и на карантин. И, конечно, проводить здесь уроки доброты, которые часто веду в челябинских школах».
На нескольких будущих кабинетах для практических занятий появились новые пластиковые окна. Кое-где земля выровнена цементом. Это, говорит Даллакян, помогают добрые люди: предприятия чуть дешевле отдают продукцию, предприниматели скидки делают. А на чьи деньги содержится приют? Пока на мои, отвечает врач.
Корма животным - цыплята - содержатся в новеньких холодильных камерах. Их тоже купил, как выяснилось, сам Даллакян.
«А здесь будет жить лебедь, - с гордостью рассказывает Айболит. - Зогородим прудик, а там, подальше, его дом будет». Как оказалось, лебедь, с раненым крылом, что тоже погибнет на воле, давно ждет своего угла. То есть лебедь есть, нет пока денег на пруд.
Даллакян признается: помощь, конечно, нужна. В первую очередь, необходимы стройматериалы. А еще больше - руки, чтобы привести территорию в порядок. В выходные здесь прошел субботник, первый из череды предстоящих.
«Как вы относитесь к природе, там и мироздание отнесется к вам, - говорит челябинский доктор. - Сегодня вы поможете животным, а завтра ваши дети оценят вашу доброту».
Если вы хотети помощь первому приюту для диких животных Уральского региона:
Яндекс Кошелек 4100 1498 849 179
Сбербанк карта 4276 7200 1244 4370
Адрес: Ферросплавная, 79.
Телефон: 8-90-80-78-88-28.