Отходы могут стать как настоящим бедствием, так и источником ценного сырья. Все зависит от подхода - будет ли он современным, ответственным или нацеленным на сиюминутную выгоду, бездумное извлечение прибыли по принципу
«После нас хоть потоп!». В Челябинской области представлены сразу оба подхода. Есть компания ООО «УралВторРесурс», которая уже на протяжении десяти лет занимается сортировкой и переработкой самых, пожалуй, сложных отходов - медицинских. Есть и другой достойный пример - ЗАО «Химпласт».Но есть и те, кто заведомо идет на ненужный риск, более того - вводит в заблуждение партнеров. Ситуация при этом складывается подобным образом,
что на Южном Урале может повториться шокирующий случай, который имел место в Свердловской области, когда там где-то на обочине были найдены контейнеры с человеческими эмбрионами. Почему же нечто подобное может произойти у нас? Но обовсем по порядку.
Ловушка таится в деталях
- Согласно новым санитарным правилам, обнародованным в 2010 году, отходы из медицинских учреждений ДОПУСКАЕТСЯ отправлять на мусоросжигательный завод без предварительной дезинфекции. Именно на это слово живо отреагировал рынок - появились компактные установки по утилизации мусора, так называемые инсинераторы, - говорит генеральный директор ООО «УралВторРесурс» Денис Песков. - Создается впечатление, что теперь и мусоросжигающие заводы не нужны! Но не все так просто. Продавцы инсинераторов напирают на то, что сжигать в этих установках можно все, включая даже трупы больных животных. Однако стоит прочесть инструкцию повнимательнее, как выявляются интересные подробности - как говорится, дьявол таится в деталях. Так оказывается, что доля пластика в сжигаемом мусоре не должна превышать 8%. Не следует забывать и о том, что в медицинских отходах немалую часть занимают изделия с высоким содержанием углерода - например, резиновые перчатки. И совсем запрещено сжигать отходы поливинилхлорида (ПВХ), из которого почти полностью изготовлены капельницы. Между тем, всякому, даже поверхностно знакомому с деятельностью медицинских учреждений, понятно, что такие изделия в отходах появляются постоянно. Продающие инсинераторы, как и их покупатели, про многие такие детали умалчивают, особенно напирая на то, что больницам и поликлиникам не придется сортировать отходы, указывают на это, как на один из плюсов использования своего оборудования. Другие плюсы - дескать, аппарат обходится куда дешевле, чем целое предприятие по утилизации мусора - минимальная цена составляет всего 6 миллионов рублей, а в час может сжигать до 20 килограммов отходов. Спору нет, для какой-то небольшой организации инсинератор вполне подходит, но и то лишь с условием, что соблюдаются все требования инструкции. Однако как быть с ситуацией, когда подобный аппарат пытаются внедрить массово, в масштабах города с миллионным населением? Об опасности подобного подхода предупреждает доктор химических наук Сергей Юфит:
- Мусор обязательно должен сортироваться, из негонадо удалять металлы. Негорючего остатка должно быть не более 6% от веса всего мусора. Состав сжигаемого мусора должен регистрироваться непрерывно.
Ученый также отмечает, что грязнее бытового мусора только медицинские отходы, так что тут надо быть вдвойне осторожным. Зарубежный опыт показывает, что выбросы диоксинов от сжигания ТБО и медицинских отходов составляют в США 88% и даже в благополучной Швейцарии 76%.
Соседи уже обожглись
Кстати, подобный негативный опыт уже был - далеко ходить не надо. В соседнем Екатеринбурге решились на такой эксперимент, решив, что инсинераторы спасут город от гор мусора. В эти установки стали толкать все, что угодно, совершенно забыв о сортировке и дезинфекции. А зачем? Санитарные правила ведь это допускают! И, конечно, куда проще идти по пути наименьшего сопротивления и затрат - екатеринбуржцы пришли к выводу, что нашли оптимальный вариант, когда и траты меньше, и труд проще.
Но в результате наш кичливый сосед, привыкший указывать Челябинску, что всегда идет впереди него в освоении новых технологий, сел в лужу. Выбросы от круглосуточной работы печей, где горело все, что угодно, были просто ужасные, а нарушение инструкций привело к тому, что установки просто в один прекрасный день сломались. И сейчас ека- теринбуржцы вынуждены обращаться к Челябинску - сами они с валом медицинских, да и прочих, отходов просто не справляются. Так что специалисты не особо-то и удивились, когда узнали о страшной находке на обочине дороги под Екатеринбургом - контейнерах с человеческими эмбрионами. Видимо, какое-то медицинское учреждение просто не могло их куда-то пристроить на утилизацию - установка сломалась, а другие предприятия уже просто не успевали обрабатывать все заказы. По иронии судьбы, невзирая на столь показательной пример, в такой же ситуации можем оказаться и мы. Теперь уже медицинским учреждениям Челябинска навязывают фирму, использующую инсинератор без каких-либо ограничений и оглядок на инструкцию (причем диктат идет с самого верха, из здания по улице Свободы), а доводы все те же, которые в свое время звучали в Екатеринбурге - дескать, сэкономите еще и на дезинфекции, расходных материалах, меньше будет контакта с отходами. Однако экономия эта весьма сомнительная. У специалистов есть вопросы и к озвученной сумме за килограмм сжигаемых отходов - 97 рублей. На экономию это не очень похоже. Кстати, в Екатеринбурге цена за утилизацию дошла уже до 20 рублей за килограмм - впрочем, сомнительно, что за эти деньги кто-то будет сжигать мусор. Скорее, его просто выбросят. Такое уже происходит у наших соседей, такое может случиться у нас.
Интересно, что инсинераторы активно продвигают еще и в Кургане - то ли по глупости, то ли, наоборот, как раз корысти ради. Данный регион является дотационным, так что рекомендации сверху по применению того или иного оборудования тут вполне могут иметь успех. Хотя, как и в Екатеринбурге, ситуация с отходами в Кургане далека от идеальной. Так что вполне может быть, что вскоре и Курган обратится к Челябинску за помощью. Если только к тому времени, нам не придется решать только собственные проблемы. По-настоящему современный подход Самое тревожное, что подобная бездумная кампанейщина может разрушить действительно эффективную систему, которая сложилась и успешно работает в Челябинской области - система, которую создала компания «УралВторРесурс», действующая сразу в нескольких регионах. Еще в 2004 году компания получила необходимую лицензию на данный вид деятельности, закупила оборудование. Здесь к сортировке медицинских отходов подходят со всей ответственностью, принимают их лишь после дезинфекции, что позволяет потом проводить тщательную сортировку - по видам пластика, по металлосодержащим изделиям. Отходы измельчаются, часть сжигается. В итоге получается ценное сырье. Так, к примеру, из капельниц получаются поливочные шланги. Другой материал идет под техническую тару, а использованные иголки превращаются в металлолом. Применение такому сырью можно найти самое разное - есть, разумеется, и исключения. Скажем, из данного сырья нельзя производить детские игрушки - к сожалению, некоторые фирмы - нередко этим грешат китайцы - подобным запретом пренебрегают.
- Мы, конечно, понимаем, что не всем хочется возиться с медицинскими отходами, - говорит Денис Песков. - Отходы ведь тоже разные бывают. Одно дело - различный металлолом, вот на него охотников много, сами видите, сколько вокруг пунктов по приеме лома. И совсем другое дело - медицинские отходы, которые требуют более внимательного и взвешенного подхода.
Компания «УралВторРесурс» вносит свою лепту не только в экономику и экологию региона, но и выполняет другую важную функцию - предоставляет рабочие места так называемым социально уязвимым категориям населения.
Во многом, именно благодаря деятельности таких компаний, Южный Урал еще не столкнулся с такими проблемами, как Свердловская область - будет обидно, если мы не учтем опыт соседей. В конце концов собственная экологическая ситуация диктует нам более осторожный и по-настоящему современный подход к проблеме сортировке и утилизации мусора.