Совместно с Горэкоцентром сотрудники сайта 74.ru взяли девять проб, чтобы проверить качество воздуха вдоль челябинских дорог. Четыре пробы выявили превышение допустимых норм присутствия вредных веществ. В лаборатории определяли содержание угарного газа, оксидов азота, диоксида серы, сажи, керосина и бензина.
Чем жарче, тем опаснее
Выяснилось, что самое грязное место - на участке Свердловского проспекта вблизи лакокрасочного завода. Здесь играют роль не только плотность автомобильного потока, пробки, но и близость двух крупных производств. Самый чистый воздух - на улице Коммуны, что вдоль ограждения парка имени Гагарина.
- Самую большую опасность представляют отработанные газы - оксиды углерода, азота, другие, - поясняет ведущий специалист-эксперт Роспотребнадзора по Челябинской области Мария МИХАЙЛИЧЕНКО. - Вдыхание того же оксида углерода чревато голоданием тканей, что приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям. Оксиды азота раздражают слизистую глаз, проникают в бронхи, вызывая дыхательную недостаточность. Есть и более опасные вещества. К примеру, бензапирен относится к канцерогенам.
По словам специалистов, чтобы избежать вредного воздействия в пробках, автомобилистам следует включать рециркуляцию воздуха, которая уменьшит вероятность попадения отравляющих веществ в организм. Фильтры не всегда помогают: они, к примеру, не улавливают оксиды углерода.
На концентрацию вредных веществ влияют и такие факторы, как жаркий и солнечный день, безветренная погода, - в результате наблюдается повышенная токсичность оксида азота.
Кислорода всё меньше
Вдыхать вредные вещества в опасной концентрации автомобилисты рискуют ежедневно из-за пробок. По словам и. о. начальника отделения пропаганды ГИБДД УМВД России по Челябинску Виталия Мордовина, водители зачастую сами виноваты - бросают машины вдоль дорог, выезжают на перекрёсток после запрещающего сигнала светофора, устраивают мелкие ДТП. Возможно, водителей дисциплинирует то, что с 1 июля увеличивается штраф за брошенные авто (вместо нынешних 300 рублей придётся заплатить уже 1,5 тыс.).
Не согласен с этим прогнозом сотрудник кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» ЮУрГУ Владимир ПОЛЯЦКО:
- Я сам видел, как эвакуатор увозит одну машину и её место тотчас занимает другая. Выход только один - развивать парковки. А вообще, надо что-то делать с состоянием воздуха в городе. Несколько лет назад содержание кислорода в лесопарковой зоне Челябинска превышало 21%, а сейчас снизилось до 20,5%. При концентрации кислорода 14% биологические процессы в человеческом организме нарушаются и останавливаются.
Сказывается на качестве воздуха не только количество автомобилей, но и качество: старше 10 лет у нас 21% грузовых машин и 28% легковых.