Из 7 проб 4 показали превышение допустимых норм или оказались крайне близки к ним. Замеры делали во время утренних и вечерних часов пик. В лаборатории определяли содержание угарного газа, оксидов азота, диоксида серы, сажи, керосина и бензина. Для сравнения одну из проб взяли во дворе обычного дома.
Выяснилось, что самое грязное место на участке Свердловского проспекта вблизи Лакокрасочного завода – тут играет роль не только плотность автомобильного потока, пробки, но и близость двух крупных производств. Самый чистый воздух – по улицы коммуны, что вдоль ограждения парка Гагарина.
- Самую большую опасность представляют отработанные газы – оксиды углерода, азота, другие, - поясняет ведущий специалист-эксперт «Роспотребнадзора» по Челябинской области Мария Михайличенко. – Особенно они вредны в накопительной форме. Большую роль играет и техническое состояние автомобиля. Вдыхание того же оксида углерода чревато голоданием тканей, что приводит к сердечно-сосудистым заболеванием. Оксиды азота раздражают слизистые глаз, проникают в бронхи, вызывая дыхательную недостаточность. Есть и более опасные вещества – к примеру, бензопирен относится к канцерогенным веществам.
По словам специалистов, чтобы избежать вредного воздействия в пробках автомобилистам следует включать рециркуляцию воздуха, которая позволит дышать более безопасным воздухом. Фильтры не всегда помогают – они, к примеру, не улавливают оксиды углерода.
На концентрацию вредных веществ влияют также такие факторы, как жаркий и солнечный день, безветренная погода – в результате наблюдается повышенная токсичность оксида азота.
Печально то, что вдыхать вредные вещества в опасной концентрации автомобилисты рискуют ежедневно по причине пробок. По словам и.о. начальника отделения пропаганды ГИБДД УМВД России по Челябинску Виталий Мордовин, водители зачастую сами виноваты в пробках – бросают машины вдоль дорог, выезжают на перекресток после запрещающего сигнала светофора, устраивают мелкие ДТП. 5-7 эвакуаторов, которые работают каждый день в городе, не справляются с нагрузкой. Возможно, водителей дисциплинирует увеличение с 1 июля штрафа за брошенные авто – вместо нынешних 300 рублей придется заплатить уже 1,5 тысячи.
- Системных пробок у нас нет, только так называемые узкие места, - уверен заместитель главы администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников. – По нормам полагается 2,5-2,7 километра дорог на 1 квадратный километр – в городе пока этот показатель равен 2 километрам. Есть, над чем работать, но это в разы больше, чем пять лет назад.
Однако более критично настроен сотрудник кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» ЮУрГУ Владимир Поляцко:
- Штрафы и эвакуаторы не помогут – я сам видел, как эвакуатор увозит одну машину, и ее место тотчас занимает другая. Выход только один – развивать парковки. А вообще, надо что-то делать с состоянием воздуха в городе – если несколько лет назад содержание кислорода в лесопарковой зоне Челябинска превышало 21%, то сейчас составляет лишь 20,5%. Напомню, что при содержание кислорода в 14% биологические процессы в человеческом организме нарушаются и останавливаются.
Сказывается на качестве воздуха не только количество автомобилей (ранее полагалось, что нынешнее количество автомобилей в Челябинске будет достигнуто лишь к 2020 году). Но и его качество – старше 10 лет у нас 21% грузовых машин и 28% легковых.
- Сотрудники ГИБДД тоже знают. Какой у нас воздух вдоль дорог, - говорит Виталий Мордовин. – Достаточно подежурить на каком-либо оживленном перекрестке на Свердловском проспекте, а потом провести рукой по лицу, и вы увидите все – и грязь, и пыль, и копоть.
Возможным выходом видится развитие общественного транспорта, который, если будет ходить четко, заставит многих автомобилистов отказаться от поездок на машине, и популяризация велосипедов. Правда, пока у нас последней инициативе мешает недостаток велодорожек – кстати, вскоре откроется новые дорожки – в районе Университетской набережной и улицы Худякова.