Для этого государство должно взять под защиту зерно, как в своё время - водку.
- Пол-литра в магазине не может быть дешевле 100 рублей. Такой же законодательный минимум нужен и для пшеницы, - заявляет Владимир Ермаков.
Золотая горючка
Крестьянское хозяйство Ермакова занимает площадь среднего колхоза - 1 050 гектаров земли. В Агаповском районе народ традиционно занимается выращиванием именно зерновых культур. Поэтому по осени у всех один путь - на элеваторы.
- Мы в этом году пытались сдать свою продукцию на несколько элеваторов, в том числе на Буранный, Кизильский и Сибайский, - рассказывает Владимир Иванович. - И нигде не давали достойной цены за нашу пшеницу. Вот сейчас у меня в кармане их прайсы. За тонну зерна с клейковиной 27% (а это самое лучшее) цену дают 3 700 рублей.
Клейковина 25% - уже 3 600, и так по убыванию. Это расценки ЗАО «Ситно», которому принадлежат все эти элеваторы.
По словам фермера, это не просто низкие, а убийственно низкие цены для крестьян. В каждом районе земледельцы пытаются подсчитать себестоимость своей продукции. В Челябинской области она колеблется в районе 4,5-5 тыс. рублей за тонну. Очень показательный пример: чтобы купить тонну горючего, селянам нужно продать
10 тонн зерна. С такой экономикой хозяйства даже не выживают - агонизируют.
Ниже, чем в стране
- Мы до сих пор не можем выплатить людям достойную заработную плату за этот сезон, - продолжает фермер Ермаков. - Средств от продажи пшеницы хватает только на то, чтобы выдать «прожиточный минимум». Люди, которые в буквальном смысле пахали от зари до зари, заработали себе только на кусок хлеба.
С подсчётами агаповского фермера согласны его коллеги со всех районов области. Многие дошли до того, что перестали сдавать свою высококачественную пшеницу на элеваторы, а продают её населению по себестоимости -
по 5 рублей за килограмм. Народ кормит хлебом скотину, земледельцы хоть как-то покрывают расходы.
Но это же не выход для крупных зерновых хозяйств. Поэтому на прошедшей 24 ноября видеоконференции с главой Минсельхоза России Еленой Скрынник фермер Ермаков и озвучил своё «рационализаторское» предложение. Он попросил законодательно установить минимальный уровень цен на зерно, чтобы фермерские хозяйства не работали себе в убыток:
- Ведь мы знаем, что бутылка водки должна стоить не меньше 100 рублей, и это регламентируется государством. Почему нельзя объявить минимальные цены на зерно? Справедливые и экономически обоснованные.
Елена Скрынник согласилась, что цены в Уральском и Сибирском регионах действительно ниже, чем в целом по стране. И распорядилась провести в Минсельхозе Дни Челябинской области, чтобы разобраться с проблемой цено-
образования и сбыта зерна. На это важное совещание приглашён и Владимир Ермаков, правда конкретную дату проведения ещё не озвучивали.
Но последствия своего выступления на видеоконференции фермер уже почувствовал: его телефон разрывают звонки. К сожалению, пока только от журналистов. Владимир Иванович надеется, что когда-нибудь на его номер позвонят «оттуда». И важное решение будет принято.