В пожароопасный период его вертолёт поднимается в небо почти каждый день. Других способов вовремя обнаружить лесные возгорания пока нет. Возможно, они появятся, если к делу подключить авиаконструкторов из ЮУрГУ, моделирующих патрульные беспилотники.
Вообще, в студенческом конструкторском бюро сверхлёгких летательных аппаратов, которое образовалось на Аэрокосмическом факультете вуза лет 8 назад, ребята собирают разные самолёты – от ЯКов до истребителей. Выглядят они как игрушечные, но летают как самые настоящие. Пилот управляет такой машиной с земли.
В вузовском СКБ занимаются и студенты-младшекурсники, и школьники, но задачи у них вполне серьёзные.
Полчаса в небе
- Перспективное для нас направление – беспилотные летательные аппараты, - рассказывает руководитель бюро Борис Дыкин, в прошлом – пилот гражданской авиации. – Их можно использовать и для обнаружения лесных пожаров. Мы с ребятами уже испытывали беспилотники. С них легко вести фото- и видеосъёмку в воздухе. Отслеживать очаги лесных возгораний, направление, в котором распространяется пламя, дороги, по которым к кромке горения смогли бы подъехать пожарные машины.
Сверхлёгкие беспилотники можно запускать в небо хоть каждый день. Аппарат, нагруженный технической начинкой, поднимается на высоту до одного километра, но может взлететь и выше. Если использовать телеметрические системы, то прочёсывать леса с воздуха реально и на высоте 3-х километров. Беспилотник - такой, какие собирают в студенческом КБ из спецматериала «Элапор» (похожего на пенопласт), с размахом крыльев около полутора метров, пробудет в небе 30 минут. При желании время его пребывания на высоте можно увеличить, а также предусмотреть защиту «птицы» от дождя и града.
- Пилоту радиоуправляемого самолёта не нужно проходить медкомиссию, получать разрешение на вылет на основании метеоусловий. Понятно, что себестоимость лётного часа беспилотника гораздо дешевле рабочего часа патрульного вертолёта, - рассуждает Борис Николаевич, – С помощью беспроводного модема картинка лесного массива, снятая беспилотником, передается в координационный центр МЧС. Там решают, как тушить пожар.
Борис Дыкин подсчитал, что для эффективного мониторинга лесов Челябинской области хватит десятка таких беспилотников. Инициативу авиаконструкторов, кажется, подхватили в региональном МЧС и в Управлении лесами. В ближайшее время представители этих ведомств и студенческого СКБ соберутся на испытаниях вузовских аппаратов.
Наши беспилотники - мирные
Лесникам беспилотные аппараты могут пригодиться не только в обнаружении очагов пожаров. К примеру, с борта беспилотника можно распылять на деревья бактериологические препараты для борьбы с шелкопрядом, начисто выедающим берёзовые леса. А ещё – находить незаконные вырубки и «охотиться» на браконьеров в заповедниках.
А вообще, радиоуправляемые самолёты способны выполнять самые различные задачи. Доставлять медикаменты в места, где не сядет вертолёт, вести метеоразведку, наблюдать за состоянием газопроводов, контролировать государственную границу.
В России беспилотники собирают не менее чем на 20 предприятиях. По словам Бориса Дыкина, в основном, это аппараты, предназначенные для слежения за нефтепроводами и газопроводами.
- В США ежегодно выпускают 2,5 тысячи штук беспилотников-разведчиков, вот мы тоже собрали такую модель, - Борис Николаевич машет рукой в сторону модели, с размахом крыльев около 2 метров. – Один такой беспилотник-шпион со всем оборудованием стоит 250 тысяч долларов. Наши – на несколько порядков дешевле. Во-первых, предназначены они для мирных целей, решают гражданские задачи, ну и начинка в них проще.
Надеюсь, нашим проектом дистанционно пилотируемого летательного аппарата заинтересуются, и в Челябинске появится школа по подготовке пилотов беспилотников.
Цифры
2 месяца уходит у студента СКБ на то, чтобы собрать сверхлёгкий самолёт;
1 800 возгораний зафиксировано в лесах Челябинской области в прошлом году.