В ларёк за экземпляром
Наш герой - коллекционер - алкоминималист. Ёмкость его экземпляров не больше 50 граммов. Да и сравнения с винным погребом или домашним баром хозяину коллекции вряд ли понравятся. Ведь основной принцип коллекции -
нетронутое содержимое.
Впрочем, к ярым противникам спиртного Олег Емелин себя не относит. Даже наоборот:
- Люблю хорошую русскую водку и дорогое импортное пиво, - замечает он.
Коллекция, к слову сказать, тоже началась после вечеринки - коллега получил диплом. Утром один из друзей принёс Олегу две маленькие бутылочки и пошутил, мол, опохмелись… Так и остались они с той поры стоять на книжной полке. Со временем к ним добавились ещё десятки, а потом и сотни экземпляров со всего света.
- Вот эти 26 бутылочек мне привёз знакомый из Сан-Марино, а там - из Украины, а это ром, разлитый на маленьком заводике на Карибах. Знакомые, отправляясь в путешествие, помнят, что лучший подарок для меня - маленькая бутылочка спиртного. Сначала я покупал экземпляры в местных магазинах. Но найти там что-нибудь новое со временем стало всё сложнее. Тогда я полез в Интернет. Там таких же увлечённых, если не сказать сумасшедших, тысячи. Моя коллекция сразу стала расти.
Из Интернета Олег узнал, до каких размеров может увеличиться собранное. Один из минималистов из Америки, чтобы разместить свою коллекцию, вынужден был пристроить флигель к дому с несколькими комнатами.
- Я бухгалтером работаю, денег не много, да и квартира небольшая. Поэтому я себя ограничиваю в собирательстве. Если еду в Москву, то покупаю не больше 5 бутылочек.
Олег говорит, что коллекционирование - это генетическая предрасположенность.
- Мой отец коллекционировал русские серебряные монеты. У меня в кладовке лежит альбом с марками и коробка с проездными - это мои юношеские коллекции.
900 рублей за рюмку?
Номинальную стоимость приобретённых алкоэкспонатов сам Олег оценивает в 60 тысяч рублей. При том, что самый дорогой «шкалик» Хеннесси он купил в Челябинске на заре своего собирательства за 900 рублей! Качество напитка отменное. За 16 лет стояния на полке с содержимым ничего не произошло. А вот соседний пузырёк российского коньяка оказался палёным. Спустя несколько лет в бутылке остался только грязный осадок, а содержимое испарилось.
Впрочем, бутылочки готовы рассказать нам куда больше, чем можно представить. По собранной линейке мартини можно отследить, как менялся дизайн. Бутылочки были пузатые, а затем стали плоские. Плечики у пузатых
были покатые, а сейчас почти квадратные.
Уникльной в мире алкоминимализма считается челябинская водка «Казак Уральский». До недавнего времени она была всего в двух коллекциях, в том числе и у Олега. А однажды, когда коллекционер протирал пыль, разбилась!
Зато за редкий экспонат коньяка, купленного в Казахстане во время перестройки, челябинскому коллекционеру предложили аж 20 бутылочек современной американской водки.
Бутылочный вандализм
- 50 граммов для российских заводов вообще огромная редкость. Маленькие бутылочки постоянно разливают только на спирто-водочных заводах в Питере и Казани. Чаще всего выпус-
кают одноразовые миниатюрные коллекции. Однажды удалось списаться с заводом из Новгорода. Как правило, менеджеры от частных лиц отмахиваются. Мороки с пересылкой много, а прибыли никакой. Но мне повезло. Прислали целую коробку -десять наборов. Смогу выменять их на экспонаты из других коллекций, - рассказывает Олег о буднях коллекционера.
Редкий человек знает столько подробностей из жизни маленьких бутылочек. Ни дегустаторы, ни сами виноделы не следят за «стеклом» столь пристально, как это делают коллекционеры. С профессиональной завистью рассказывает мой собеседник про заграничную тару:
- В ресторанах одного американского штата спиртное разливают только из мизерных бутылочек. Это ж настоящий рай для алкоминимализма. К сожалению, у нас в России популярно разливать по 100 граммов, но это не мой формат. Хотя при желании стограммовками можно было бы заставить всю квартиру, - подытоживает Олег.
В комнату врывается трёхлетняя Лиза, дочка Емелина. Девочка знает, что трогать красочные бутылочки на папиной полке нельзя. А супруга Олега добавляет:
- Если бы все в России интересовались спиртным исключительно в эстетических целях, подобно нашему папе, алкоголизма в России бы не было. Но до этого ещё очень далеко, ведь каждый гость, переступив порог квартиры, первым делом спрашивает: «Когда пить будем!?». Мы таких вандалов не жалуем…