В Государственном историческом музее Южного Урала работает персональная выставка Леонида Грушина «Настроения осени». Известный челябинский эксперт–криминалист увлекается живописью с начала 1990–х.
Экспозицию открывает работа «Мы в восхищении!» (холст, масло), запечатлевшая образы булгаковских персонажей из «Мастера и Маргариты».
Собака чистейшей души
Рядом – оживший философский камень. Грушин нашёл его однажды зимой на озере Тургояк и не смог пройти мимо. Взял да и вывернул каменную душу наизнанку.
И случилось перевоплощение: камень ожил в образе кота. Много лет живёт он в приютившей его семье, внимательно смотрит на людей и помогает стать мудрее. К слову, работать с этим, на первый взгляд, бездушным материалом Леонид начал много лет назад. Было время собирать камни. Он просто бродил по берегу, искал интересную форму. Потом очищал камни, покрывал клеем, думал, что из них может выйти, – и рождался какой–нибудь зверь или ещё что–нибудь интересное. А потом было время разбрасывать камни: после художественного «оживления» он просто раздаривал их друзьям.
Картина «Вселенский Лорд» (холст, масло) занимает особое место в душе художника. 12 лет как нет в живых любимого пса. Ему посвящена уже не первая живописная работа, а также трогательное эссе, которое совершено невозможно читать без слёз. 13 лет прожил Лорд в семье.
«Это был чистейшей души человек в собачьем обличии, – вспоминает Леонид. – Очень дружелюбный, настоящий христианин по отношению к людям, к животным и к жизни».
В «живом уголке» экспозиции есть и жирный рыжий кот, и собачка (без дамы), и очень грустная рыба с базара Кадиса. Её наверняка давно съели, но на холсте теперь она будет жить вечно. Многие посетители развлекаются, пытаясь точно так же скривить губы, как она, но задача эта не из лёгких.
Татьяна Строганова, «АиФ–Челябинск»: Рыба действительно очень грустная. Напрашивается ещё скупая слеза…
Леонид Грушин: Я подумаю над этим.
Случается, что прямо во время экскурсии Леонид Грушин берёт в руку кисть, подходит к выставленной картине и что–нибудь дорисовывает. Так, на холсте под названием «Старый двор» вдруг появился известный челябинский рок–музыкант Юрий Богатенков, потом – кот, герань, птички с гнездом…
Понятие «мокрый Париж» давно существует в живописи, хотя каждый открывает его по–своему, как и сам город. В работе Грушина «Ночной Париж» в отражении на асфальте есть своя игра света, которую художнику удалось передать благодаря пастельной технике.
Ещё один сюжет, подаренный жизнью, – «Властелина волн». Это произошло в Испании во время свадьбы дочери художника. Одна из подруг невесты пыталась запечатлеть на фото, как волны разбиваются о камни. Но у неё ничего не получилось. Грушин решил помочь. Остановил волны на картине и даже позволил девушке в них понежиться.
Мощные подсолнухи
Цветочная тема – одна из любимых. Подсолнухи, пионы, орхидеи, маки...
«Подсолнухи – сильная вещь! – комментирует художник. – Не зря их Ван Гог любил и писал. Они очень мощной энергетикой обладают. Я периодически к ним возвращаюсь».
Что же касается пионов, то с ними и вовсе связаны мистические истории. Грушин называет эти цветы белыми предвестниками любви и утверждает, что его картины, на которых изображены пионы, приносят своим новым владельцам счастливое супружество. Во всяком случае, у всех, кому он их дарил, случалась свадьба.
– Вот улыбается с холста телеведущая Ульяна Солопова – это один из первых моих портретов. А вот улыбка девушки, которую я ещё не нашёл... Бывает, пишешь что–то «из головы», а потом встречаешь вдруг своего персонажа. Иногда видишь незнакомого человека и понимаешь, что это именно он уже запечатлён на твоей картине.
Представлен на выставке и друг художника, известный рок–музыкант Кен Хенсли – лидер и автор подавляющего большинства песен группы Uriah Heep. Его ещё называют серым кардиналом мелодического рока. Мог ли Леонид мечтать в 1980–е годы о личном знакомстве с мировой знаменитостью? Но судьба преподнесла такой подарок. Они не только познакомились, но и подружились. Экспозиция представляет уже четвёртый портрет Хенсли кисти Грушина – «Волшебник дождя». Работу музыкант ещё не видел. Если приедет в Челябинск, то и этот портрет будет ему подарен, как и три предыдущих. А пока рядом с холстом стихи Леонида, посвящённые знаменитому другу.
Стыль и сталь над аллеей
Да листья, гонимые ветром.
Как в линейку косую тетрадь.
Дождь, асфальт не жалея,
Долбит клавиши–гаммы,
И от них бесполезно бежать.
Где–то в памяти вспыхнет
И, дай Бог, не погаснет
Волшебство вдруг озвученных снов.
Как давно это было!
Только память вернула
Грусть осеннюю ритмов и слов.
Мне бы солнца кусочек
Из строк ненаписанных песен,
Из аккордов, звучащих шутя.
Только, хочешь – не хочешь,
От дождя я зависим.
Вот мой рок! Я – владелец дождя!
Леонид Грушин плотно занялся живописью только после отставки. Слишком много было административной работы, допоздна задерживался на службе. Это раньше, в 1990–е годы, на дежурстве по взрывотехнике, закончив экспертизу, он мог себе позволить открыть мольберт и писать на работе. А когда в прошлом году вышел на пенсию (оставшись при этом действующим экспертом), появились хотя бы вечера, которые можно было посвящать творчеству.
– Жанру, в котором вы работаете, ещё нет названия? Вы как определяете своё творчество?
– Да никак! Пусть будет просто – самодеятельный художник. Я всегда любил искусство во всех его проявлениях: живопись, музыку, литературу. Но живопись наиболее мастодонтальна, не побоюсь этого слова. Её больше видишь, больше ощущаешь, и о ней больше говорится. Мы много путешествуем с семьёй и часто посещаем музеи. Живопись всегда была в голове и в душе. Первые попытки художеств происходили в детстве. А по–настоящему я увлёкся рисованием в армии. На маленьких фанерках что–то пытался писать. Потом уже в Челябинске начал изучать специальную литературу. Когда предложили провести «персоналку», я был удивлен. Даже не подозревал, что моё скромное творчество может быть интересно на таком серьёзном уровне.
– Очень много восторженных отзывов посетителей. А что говорят критики?
– Единственная критика прозвучала на вернисаже. Открывая экспозицию, Сергей Черкашин сказал, что не надо сравнивать мои работы с работами профессиональных художников. Техники разные. И конечно, у живописцев не принято картины сочетать со стихами. Но это и здорово! Именно моя изюминка. По сути дела, это сцена, на которой я, картины, стихи, легенды... Своеобразный театр. Или, точнее, жизнь, которую продолжаю на холсте.
– Можете одной фразой сформулировать свою философию?
– Жить живо!
– Тавтология не смущает?
– А у меня вся жизнь тавтология. (Смеётся.) Как эта выставка сложилась, я вообще до сих пор не понимаю. Но как–то всё устроилось. Причём в нужной последовательности развешаны картины. Даже удалось концептуальные моменты в экспозиции найти и обозначить, хотя изначально никакой концепции не было. Разные стили, техники, идеи, сюжеты. Всё это собрать воедино было непросто. Название выставки вообще родилось в последний момент. На сегодняшний день в моём творческом багаже около 500 работ. Экспозиция представляет 26 картин, 18 из которых были написаны за последние два месяца.
– Это что же, была Болдинская осень?
– Это был цейтнот. (Смеётся.) Как только мне сказали, какого числа открывается выставка, встал к мольберту и уже от него не отходил даже ночами. Так хотелось завершить всё, что было не завершено, и представить всё, что было задумано.
Кстати
Леонида Грушина привлекали в качестве эксперта к работе с полотнами, представленными в различных музеях. Однажды ему удалось установить подлинность картины Айвазовского исключительно с помощью методов криминалистики.
Досье «АиФ»
Леонид Грушин. Родился в1960 году в Новосибирске. В 1983–м окончил Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище. В 1993 году перешёл в экспертно–криминалистическую службу МВД России. С 1994–го проживает в Челябинске. В 2015 году вышел в отставку в звании полковника полиции. Работает в экспертно–криминалистическом центре ГУ МВД России по Челябинской области главным специалистом. Самодеятельный художник, писатель и поэт. Женат, есть две дочери и внук.
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях: