Распад Советского Союза вернул Троицку перспективы возрождения в качестве столицы Великого шёлкового пути. Но это была идея фикс. Товары из Азии теперь возят отнюдь не на верблюдах, и Челябинская область оказалась в стороне от главных транспортных коммуникаций между Европой и Азией.
Славное прошлое
Старинный уральский город потерял нечто более ценное – статус одного из промышленных центров Южного Урала.
В конце минувшего века Троицк, конечно, не мог конкурировать с экономическими лидерами Южного Урала Челябинском и Магнитогорском, но вполне достойно смотрелся в компании с Миассом, Златоустом, Копейском, локомотивами экономики второго эшелона. Теперь это в прошлом.
Рынок прошёлся по приграничному городу на манер асфальтового катка. В Лету канул жировой комбинат, производитель знаменитого по всей стране троицкого майонеза. Лишь сладкие воспоминания осталась от кондитерской фабрики. В череде реорганизаций и банкротств растворились две мощных строительных организации. В «вечное плавание» отправился дизельный завод, выпускавший важные узлы для отечественных подводных лодок. Некогда крупнейший железнодорожный узел с десятками предприятий ныне превратился в усечённого до предела и, по–видимому, нелюбимого пасынка РЖД. И этот список далеко не полный.
Другим производствам скорбную чашу посчастливилось испить не до конца, но слухи об их смерти если и преувеличены, то лишь отчасти. Счастливым исключением стала лишь пара–тройка предприятий, одно из которых, Троицкая ГРЭС, сегодня переживает второе рождение.
Бытие определяет сознание
Экономическая деградация наложила заметный отпечаток и на социальное самосознание троичан. Ощущение периферийности, отсутствия внятных перспектив приводит к старению населения, исходу в города и регионы, где больше шансов поймать за хвост птицу удачи. Эти субъективные чувства имеют и вполне реальные подтверждения. Например, даже за доходами троицких предприятий и жителей с некоторых пор следит налоговая инспекция в Южноуральске. Факт более чем говорящий. Фискальный орган ни в одной стране мира не станет устраивать свой офис подальше от главных финансовых потоков.
Ещё одним свидетельством экономического умирания города стало то, что здесь практически остановилось строительство многоквартирного жилья. В последнее время было удачей, если за год строится хотя бы один такой дом. В 2014 году вообще ввели лишь несколько подъездов одной пятиэтажки. А ещё лет десять назад город ежегодно строил 4–5 многоквартирных домов. И оправданием не может служить даже то, что в Троицке стало больше новых индивидуальных домов. Это – следствие снятия административных препонов. Дело тоже хорошее, но ведь критерием экономической состоятельности любой территории всегда было подрядное строительство больших жилых комплексов с развитий инфраструктурой.
В 2014 году смертность превысила рождаемость в Троицке на целых 6%! Своеобразный антирекорд, и далеко не регионального масштаба. Это, конечно, говорит не столько о качестве здравоохранения, сколько о том, что молодёжь предпочитает уезжать из родного города и рожать в других, экономически более привлекательных местах, а старики, наоборот, стараются последние свои годы проводить на малой родине.
Ещё один факт, вызывающий грустные мысли. В Троицке только один родильный дом, зато здесь целых шесть кладбищ.
О возрождении города в последние десятилетия не говорил разве что ленивый. Периодически появлялись красивые проекты автомобильного производства, выпуска современных строительных материалов, переработки сельскохозяйственной продукции. Но на деле они или не могли дать импульс к возрождению экономики, или так и остались красивыми мечтаниями.
Последний шанс?
В пору сегодняшней инвестиционной стагнации хорошим шансом для Троицка может стать строительство завода по производству металлического марганца на промплощадке бывшего дизельного завода. Этот проект, который сейчас проходит общественное обсуждение оценки воздействия на окружающую среду, интересен с многих сторон.
Во–первых, в Россию продукция будущего завода сегодня поставляется почти исключительно из–за рубежа. А это в случае успеха проекта рождает перспективы строительства и второй, и третьей очереди. Во–вторых, впервые за долгие годы в Троицке появляется более 400 стабильных и высокооплачиваемых рабочих мест. Уже сегодня в службу персонала будущего предприятия поступило более 1000 резюме троичан, желающих получить достойную работу.
Глава Троицкого городского округа Александр ВИНОГРАДОВ в недавнем отчёте о результатах деятельности администрации за 2014 год сказал, что на всех объектах экономики и социальной сферы города создано 187 новых рабочих мест. А если к ним в обозримом будущем добавятся ещё вакансии металлургического завода? Каждая новая вакансия в промышленности стимулирует создание ещё 4–5 рабочих мест в сфере обслуживания. Перспективы экономического оживления и социального развития открываются заманчивые.
Из минусов проекта можно назвать экологический фактор. Любое промышленное производство дополнительной пользы окружающей среды принести не может. И здесь важно найти баланс интересов. Преимуществ от нового должно быть больше, чем возможных отрицательных последствий. Проект создания металлургического производства, впервые и истории Троицка обсуждаемый публично, убеждает в том, что плюсов в нём гораздо больше, чем минусов.
Но «экологическая карта» становится разменной монетой. На слушаниях в Троицке по воздействию на окружающую среду будущего производства активность, достойную лучшего применения, проявила группа общественников с агрессивным неприятием нового производства в принципе. Показалось, что среди них было немало лиц, которые примелькались на аналогичных слушаниях по другим проектам региона: по Челябинскому бору, по Томинскому ГОКу в Сосновском районе и не только. И аргументация во всех случаях была одинаковая, словно бы написанная под копирку. Простое это совпадение или…?
Люди имеют право на комфортное проживание в условиях благоприятной экологии. Это очевидно. Но не лучше ли бороться с действующими, реальными опасностями, а не с мнимыми? Сегодня, например, жители Троицка покорно выстраиваются в очереди, чтобы по графику получить ведро питьевой воды. Из городского водопровода её теперь пить опасно. Беда в питьевую артерию города реку Уй пришла откуда не ждали, из соседнего региона. Существуют и другие, реальные а не мифические угрозы для местной окружающей среды. Вот бы на что и местной, и заезжей экологической общественности обратить своё внимание.
На выезде из Троицка есть развилка. Одна дорога ведёт к бывшему дизельному заводу и, возможно, будущему металлургическому производству. А вторая – на Бурумбайское кладбище, крупнейшее городское захоронение. И это представляется символичным. Город сегодня словно бы на перепутье. А куда, в какую сторону повернуть, зависит от самих троичан.
За экологией скрывается политика
«Экологическая повестка сегодня всё более активно используется в политических целях – говорит челябинский политолог Александр ПОДОПРИГОРА. – Это связано с тем, что проблемы экологии считаются понятными и близкими большинству населения».
Проблемы этого ряда в сознании прочно ассоциируются с заботой о сохранении чистого воздуха, чистой воды, а в конечном счете, личного здоровья. При этом большинство «экологических активистов» попросту спекулирует на понятных опасениях населения, создавая себе политическую репутацию, известность, образ «борцов за народные интересы». Это старый как мир прием: из промышленников и бизнесменов искусственно создать образ врага (несуществующего, на самом деле), с которым ведётся внешне решительная, но абсолютно безопасная для её инициаторов борьба. Её единственным плодом становятся депутатские мандаты и должности самих «борцов». При этом реальная экологическая повестка профанируется, решение реальных проблем откладывается.
На самом деле как в Челябинске, так и в Троицке настоящими экологическими проблемами сейчас являются неконтролируемый рост автотранспорта, проблема утилизации бытовых отходов, качество питьевой воды.
Что касается крупной промышленности, то здесь как раз всё понятно, контролируемо и «считаемо». Но общественности и власти нужно следить за тем, чтобы на новых производствах применялись только современные технологи, в которые изначально встраиваются соответствующие очистные механизмы и фильтры. Грубо говоря, печь не должна включаться, если одновременно не заработает газоочистка.
На таком принципе действуют все современные западные технологии, которые используются у нас на новых производствах. И, конечно, нужен постоянный публичный мониторинг данных по выбросам с немедленным обнародованием через Интернет и реакцией экспертов, властей, природоохранных прокуроров.
Если эта система будет чётко отлажена, то сама дилемма: рабочие места или здоровье горожан, перестанет существовать, она потеряет всякий смысл. Станет бессмысленной и активность политиканов, эксплуатирующих важную для людей тему в личных интересах.