Примерное время чтения: 7 минут
233

Виртуальная волокита. Когда будем оформлять документы, не выходя из дома?

АиФ-Челябинск №11 11/03/2015

«На сайте госуслуг я впервые оказалась, когда решила зарегистрироваться в личном кабинете ПФР, - говорит 28-летняя жительница Челябинска Надежда МАРЧЕНКО. - Сейчас из доступных и интересных для меня госуслуг есть только проверка штрафов ГИБДД, судебной и налоговой задолженности. Вот только для просмотра моих пенсионных прав необходимо подтвердить личность. Это возможно только через Почту России. Я решила пойти с паспортом до ближайшего отделения и отметиться лично. Дважды мне это не удалось. То начальника отделения не было на месте («подтверждение личности» входит в его компетенцию), то выбранное отделение не оказывает такую услугу. Уже около двух месяцев я так и не могу воспользоваться своим открытым пенсионным кабинетом».

Челябинская область начала переход на электронный документооборот в середине 2012 года. Тогда жителям области были презентованы 11 социальных услуг онлайн. Почти три года спустя южноуральцам оказывают около 250 услуг через федеральный портал gosuslugi.ru. Но проблемы всё те же.

Доступно не всё

Многие услуги заявлены формально. Нет возможности получить права, зарегистрировать автомобиль: сервис лишь предлагает записаться в электронной очереди ГИБДД.

«Пользовался услугой получения областного пособия при рождении ребёнка, - говорит челябинец Александр. - Вообще отказали, ничем не мотивировав, и направили в МФЦ».

Некоторые заявленные сервисы так и не пущены в работу. К примеру, оплатить жилищно-коммунальные услуги невозможно, так как в системе только одна ресурсоснабжающая компания из Магнитогорска. В целом портал по-прежнему сложен для восприятия и сама процедура регистрации не под силу большой группе пользователей услуг - предпенсионникам и пенсионерам.

Также стоит отметить, что та часть сервисов на едином портале, которая является информационной (узнать штрафы, пенсионные накопления, долги), доступна «в один клик». А вот для получения справок и документов по-прежнему необходимо представить в органы власти документы личного хранения. И вряд ли такая необходимость вообще когда-нибудь отпадёт.

«Я давно зарегистрирована на сайте госуслуг и могу сказать, что лично для меня он абсолютно бесполезен, - заявляет читательница «АиФ» Ника ЛЕБЕДЕВА. - Автомобиль я не вожу, загранпаспорт у меня и так есть (это наиболее популярные услуги), очередь в детский сад отслеживаю на сайте нашей администрации. Единственное - это запись ко врачам. К лору, например, через сайт госуслуг не попасть, этого специалиста просто нет в списке. А значит, запись - по старинке, через очередь и регистратуру. В других услугах я не разобралась ещё: там столько терминов, такие формулировки - далеко не сразу найдёшь, что тебе нужно. А так всё чаще вижу надписи: «Запрос не дал результатов» или «Сервис временно недоступен».

Нет взаимодействия

В региональном правительстве не раз звучали упрёки в том, что система внедряется недостаточно быстро и до сих пор нет электронного взаимодействия между ведомствами.

«Я оформляла «зелёнку» на земельный участок в МФЦ на улице Труда в Челябинске, - рассказывает жительница Челябинска Мария КУРЯШКИНА. - Взяла электронный талон, поговорила с девушкой в окне, которая велела прийти через столько-то дней и получить пакет документов. Я приходила за этими документами дважды! Выстояв очередь к электронному терминалу, который выдаёт талон, высидев очередь к окошку. Но в окне девушка мне отвечала: «Не пришли ещё ваши документы»! Спрашивается, зачем мне назначать срок и так надо мною издеваться? Когда в МФЦ на улице Труда мне ничем не помогли и перевели стрелки на свой филиал в Металлургическом районе, мне пришлось просто выковыривать оттуда свои документы, потому что начальница отвечала: «Все в отпусках, некому работать...» Но если вы, ребята, в отпусках, почему ж у вас такая рассогласованность, почему правая рука не знает, что делает левая? А главное, почему вы так издеваетесь над людьми? Ну, написали бы: прийти через три месяца, я бы и пришла, когда у вас все выйдут из отпусков».

На одном из последних заседаний губернатор Челябинской области Борис ДУБРОВСКИЙ выразил недовольство темпами подключения территорий к государственной информационной системе (ГИС) учёта платежей за государственные и муниципальные услуги. Такая система предполагает, что оплата госпошлин, штрафов, налогов и пр. будет учитываться в единой системе. Тогда обратившемуся гражданину на приёме не понадобятся «лишние» квитанции. Сейчас к ГИС подключено 79 муниципальных администраторов начисления из 581. Полностью эта работа завершена в Магнитогорске, Озёрске, Златоусте и Кыштыме. А в Трёхгорном, Снежинске, Усть-Катаве, а также Агаповском, Брединском, Карталинском, Нязепетровском, Октябрьском, Сосновском, Уйском районах до сих пор не подключён ни один администратор начислений. В муниципалитетах обещают завершить эту работу за отведённый месяц, до 15 апреля.

«Задержки с подключением связаны, как всегда, с финансированием. К примеру, ЭЦП (электронная цифровая подпись) делают за счёт муниципалитета, - замечает первый заместитель главы Агаповского района Ольга СКРЫЛЬНИКОВА. - Были проблемы и с приобретением информационной системы. Сам процесс организации подключения только сейчас вошёл в активную фазу и подстёгивается министерством связи области. У нас из 16 районных администраторов два подключены, остальные - в процессе тестирования. С завершением этой работы увеличится скорость оформления документов, упростится сама процедура: меньше бумаг, меньше хождения за справками».

«Гражданин сейчас, обращаясь за услугой, не обязан предоставлять никакие справки, кроме личных документов, - отметил губернатор. - К сожалению, в жизни всё немного по-другому. И на местах всё ещё с людей требуют справки. Это нарушает новое законодательство, к нам поступают такие жалобы. Мы должны сформировать атмосферу нетерпимости к нарушениям и полностью их исключить».

Комментарий

Политолог Александр ПОДОПРИГОРА:

«Министерство связи Челябинской области достаточно молодое, но и с его появлением как отдельного ведомства его первые руководители и их задачи были далеки от создания работоспособной системы электронного правительства и госуслуг. Там были конъюнктурные задачи, связанные с конкурсами и заказами, финансовыми потоками и т. д. Наша власть строится не на открытости: чем меньше информации, тем меньше контроля со стороны общества. Вспомните, проблемы того же Юревича начались с обсуждения его скандальных закупок. «Медицинское дело» Тесленко, по сути, вышло из публичности и открытых конкурсов. Поэтому надеяться на прозрачность и систему открытого правительства, судя по менталитету чиновников, не приходится».

Взгляд

Экономист Сергей ГОРДЕЕВ:

«Для успешной работы электронного документооборота в первую очередь надо наладить взаимодействие между органами власти, чего у нас на данный момент нет. Пока существуют неформальные договорённости, не установлены зоны ответственности, ведомства не имеют выстроенных отношений - информатизация не работает. Вместо этого мы имеем рост числа чиновников, уйму дублирующих должностей и ситуацию, когда данные параллельно собирают сразу несколько ведомств. Основной принцип, который должен быть представлен в электронном документообороте: каждая цифра вводится один раз, а после только передаётся. Пока электронная система не будет интегрирована в существующую и составлять с ней единое целое, больших успехов ожидать не стоит».

Кстати

20 марта для жителей Челябинска пройдёт семинар, где расскажут о работе с Единым порталом госуслуг gosuslugi.ru. Какие услуги доступны и как их получить, помогут разобраться специалисты центров обслуживания и МФЦ. Мероприятие пройдёт с 13.00 до 14.00 по адресу: ул. Труда, 164, в конференц-зале на втором этаже. Вход свободный.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах