Предстоит сохранить исторический центр и одновременно застроить его гостиницами (и есть риск, что они станут пустовать после отъезда делегаций). К новшествам жители относятся с привычным скепсисом. Однако не теряют надежды на преображение города. Тем более что власти смотрят на это с похожей точки зрения.
«Процесс подготовки к саммитам для нас - внутренняя мотивация привести город в современное состояние. Проведение масштабного мероприятия позволит нам существенно продвинуться в решении городских проблем в части благоустройства и развития улично-дорожной сети», - считает губернатор Борис Дубровский.
Стеклянный монстр
Реновация ожидает одно из самых жутких зданий в России. Несколько лет назад таковым признали столетний заброшенный элеватор возле сада имени Пушкина. Благодаря ему Челябинск когда-то стал важнейшим транспортным узлом и центром хлебной торговли.
По прямому назначению элеватор использовали до 1990-х годов. Уже более 20 лет промзона в центре города притягивает лишь маргиналов. До наших дней сохранилась только центральная часть элеватора с вырезанными проёмами для вагонов с зерном, флигели зернохранилища полностью разрушены. Тем не менее бетонное строение с подвалом является памятником культурного наследия.
Заняться элеватором чиновников вынудили не прекращающиеся там пожары. Собственниками здания и территории вокруг являются более 60 предпринимателей. Год назад им удалось прийти к консенсусу. Проект почти готов. Чтобы привлечь жителей и бизнес в квартал, предлагается продлить улицу Орджоникидзе до улицы Елькина. А само промышленное здание хотят приспособить под многофункциональный центр.
«К центральной части добавятся два новых крыла в границах существующих фундаментов. Так зданию будет возвращена присущая ему когда-то трёхчастная симметричная композиция. Внешние атрибуты стиля модерн полностью сохранятся, остекление проёмов наиболее выигрышно покажет историческое пространство, - уверена Ольга Болотова, архитектор. - В здании могут располагаться респектабельные офисы и гостиницы, выставочные площадки, мастерские, детские студии».
Позитивный опыт создания таких арт-кластеров - дизайн-завод «Флакон», открытый на базе хрустального завода в Москве и объединивший более 200 представителей творческих индустрий. Ещё один яркий пример реновации промышленных зданий - «Лофт 1890» в Волгограде (креативное бизнес-пространство на месте Жигулёвских пивных складов. - Ред.).
Авторы проекта заявляют, что создадут не просто ещё одну точку на карте, а уникальное пространство, которое привлечёт самый разный круг посетителей. Но не возникнет ли в центре города ещё одна безликая стеклянная высотка? Горожане сомневаются, что им нужно очередное офисное здание. Вместо многочисленных парковок вокруг бизнес-центра всем хочется видеть удобную для пешеходов территорию, которая будет гармонировать с городским садом. Кстати, смогут ли несущие конструкции элеватора выдержать новый облик, архитекторы до сих пор не выяснили, хотя, казалось бы, с этого и надо было начинать.
Уйдём под землю?
В порядок должны привести главную магистраль Челябинска. Проспект Ленина получит официальный статус «гостевой маршрут», в границах которого будут действовать особые правила для собственников зданий.
В первую очередь это касается фасадов, которые требуется привести к единообразию. Вместе с рекламным мусором уберут несанкционированные парковки и торговые павильоны. Работа началась четыре месяца назад. Губернатор Челябинской области, по словам архитекторов, вдохновлён проектом и требует как можно скорее начать его реализацию.
«Фасады нужно привести к историческому оригиналу, а рекламу, 80% которой не приносит бюджету города ни рубля, убрать. Просевшее асфальтовое покрытие на площади Революции заменим на натуральный камень. Сначала эта идея шокировала представителей администрации. Но чем мы хуже Москвы? По примеру Калининграда даже хотели поставить туда стелу, но решили обойтись существующим памятником Ленину. Зато появится своеобразная скульптурная инсталляция, - рассказывает Василий Важенин, архитектор, директор «УралНИИстромпроект». - Вдоль сквера на Алом поле пустим велодорожку. Для этого всего лишь надо передвинуть скамейки на одну сторону. Возле ЮУрГУ появятся плоскостные фонтаны».
План по приведению памятников архитектуры в приличное состояние поддержал краевед, представитель инициативной группы «АрхиСтраж» Юрий Латышев. Единственная претензия - подземные переходы. Их предлагают не только сохранить, но и сделать новые. Один, например, появится между главным и вторым корпусами ЮУрГУ, чтобы студенты зимой могли передвигаться по кампусу, не надевая верхнюю одежду. По словам Важенина, полностью избавить мегаполис от подземных пешеходных переходов нереально, так как они освобождают транспортный поток от засилья пешеходов. Как будет финансироваться столь масштабный проект, неизвестно. Но уже в 2017 году по такому же принципу планируют обновить ещё три магистрали.
Метро или трамвай
Не менее амбициозен проект по модернизации транспортной системы. Специалисты не первый год настойчиво объясняют мэрии, что будущее - за трамваями.
«30 лет назад трамвайная система Челябинска была одной из самых производительных в мире, за два часа подвозила 60-тысячный коллектив ЧТЗ. Но сегодня более 90% сетей изношено. Упор сделан на автомобилизацию, расширение дорог за счёт уменьшения пешеходных тротуаров и зелёных зон. Развитие получило маршрутное такси, которое ещё больше загружает дороги», - заключает Евгений Самойлов, замдиректора по маркетингу Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Главным транспортом в столице Южного Урала активисты предлагают сделать скоростной трамвай, совмещённый с уже разработанными станциями метро. Весь остальной транспорт тогда должен выступать в роли подвозящего. Таким образом, комфортный подвижной состав и выделенные линии в сочетании с режимом «зелёной волны» (специальная система светофорного регулирования даст трамваю приоритет перед автомобилями) обеспечат высокую скорость передвижений.
«Через весь город надо пустить три магистральные линии и ввести систему двух пересадок. То есть пассажир, пересаживающийся с подвозящего на магистральный вид транспорта, будет платить за билет всего один раз, - объясняет автор проекта. - Интегрировав метро в существующую трамвайную сеть, мы избавимся от долгостроя, ежегодно требующего миллионных вливаний. А также «распутаем» узкое место от улицы Цвиллинга до проспекта Победы. Эта система называется метротрам, в России она есть в Волгограде».
В новые высотные микрорайоны также хотят внедрить трамвай.
Проект был одобрен вице-премьером Игорем Шуваловым в Сколково. Федеральные вливания, по подсчётам Самойлова, должны составить от 30 до 70%, остальное, по его словам, с радостью инвестируют бизнесмены, если пообещать им отсутствие конкурентов в виде маршруток.
Комментарий
Филипп Якубчук, архитектор, руководитель исследовательских программ в лаборатории Московской архитектурной школы:
«Мы знаем достаточно историй, когда подготовка к масштабному мероприятию действительно положительно сказывалась на инфраструктуре и визуальном облике города. Один из таких примеров - преобразование Казани к Универсиаде. Главное при этом - понимать, что цель - не только провести событие, но и сделать новые объекты пригодными для дальнейшей эксплуатации. А для этого нужен постоянный диалог «архитекторы - жители».
Под девизом «Города делают люди» в августе мы приняли участие в проекте «Моя Сатка». За десять дней удалось объединить 20 архитекторов, 70 волонтёров и общими усилиями спроектировать четыре архитектурных объекта из дерева. Самый проблемный - это сетка с камнями, в которую встроены мангал и стол для пикников. Первыми, кто нас там встретил, была компания алкоголиков. Мы не отчаялись, сделали стол без лавок, и сейчас жители проводят там пикники. Другой объект - амфитеатр на месте разрушенного дома. Вопреки ожиданиям, вандалы не покушаются на деревянные конструкции. Порядок поддерживается местными активистами.
Аналогичные проекты уже делали в Казани, Махачкале и Якутске, зимой продолжим сотрудничать и с Саткой. Уверен, в Челябинске тоже можно создать комфортные и функциональные места притяжения населения».
Точка зрения
Анастасия Кызыма, архитектор:
«Мы придумали, как сделать Челябинск мобильным для людей с ограниченными возможностями. Коллекторы, разбитые бордюры, опасные пешеходные переходы и неудобные пандусы мешают не только инвалидам, но и мамам с колясками, травмированным людям. Требуется обеспечить доступность до мест первой необходимости - административных центров, обществ инвалидов, школ и больниц. Не нужно мостить весь город тактильной плиткой, нужно благоустроить только те участки, по которым чаще всего передвигаются маломобильные люди.
Мы применяем метод параметрического проектирования. Дом проектируется индивидуально, как одежда. Сделаем широкие проёмы и нулевой уровень пола, уберём лестницы. Сейчас наш проект находится на стадии технологической разработки, он получил одобрение на нескольких площадках инженерных стартапов».
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях: