Примерное время чтения: 11 минут
968

Где налоги? За счёт каких доходов живёт Челябинск и почему денег не хватает

АиФ-Челябинск №42 23/10/2016
Без увеличения доходов Челябинску не хватит денег на нормальные дороги, строительство и крупные проекты вроде метро.
Без увеличения доходов Челябинску не хватит денег на нормальные дороги, строительство и крупные проекты вроде метро. / коллаж Александра Фирсова / АиФ

В таком положении не только Челябинск, но и другие города области. Так почему же денег нет не только на масштабные проекты, вроде тех, что реализуют в других городах-миллионниках, но на самое элементарное - уборку улиц, ремонт дорог, озеленение, транспортную сеть?

Найти 2 миллиарда

«Проблема в том, что 60-70% своих налоговых отчислений Челябинск отдаёт в область, - считает Дмитрий Довженко, председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской думы. - Конечно, это несправедливый делёж. Мы ведь всё-таки столица Южного Урала, здесь проходит столько событий, причём не только общефедерального, но и международного масштаба - спортивные соревнования, впереди российско-казахстанский форум и саммиты стран ШОС и БРИКС. Надо соответствовать. Но нам не хватает денег даже на простые вещи».

Откуда же сейчас город берёт доходы? Это федеральные налоги: единый налог на вменённый доход (ЕНВД) в полном объёме, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - 20,31%, единый сельскохозяйственный налог и госпошлина - опять же в полном объёме. Кроме того, идут нам региональные налоги, но всего 0,59% от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла. В числе местных налогов: 97% земельного налога и 90% налога на имущество физических лиц (НИФЛ). Раньше отчислений в городской бюджет было больше, но с 2012 года на федеральный уровень ушли полномочия по обеспечению деятельности полиции, а на региональный - оказание медицинской помощи. НДФЛ снизился на 3%, а «упрощёнка» стала зачисляться в областной бюджет на 100%, хотя прежде - не более половины. Кроме того, в бюджет города уже не зачисляется госпошлина за регистрацию транспортных средств.

А в 2014 году произошли очередные изменения, так как область взяла на себя ряд функций (к примеру, на региональный уровень передали полномочия по детсадам). Норматив отчислений от НДФЛ уменьшился уже на 9,53%, а транспортный налог стал зачисляться в областной бюджет в полном объёме, тогда как прежде лишь 50%.

«Область действительно взяла на себя ряд функций, но городу от этого стало не легче, - поясняет Дмитрий Довженко. - Челябинск растёт, и по площади мы уже занимаем второе место в стране после Москвы. А это значит расширение всех жизненно необходимых коммуникаций, обслуживание которых требует немалых затрат. То есть у нас выросли другие расходы, а вот других доходов не появилось. Необходимо выполнять и майские указы президента, которые касаются в первую очередь социальной сферы. Так, бюджетникам в два раза подняли зарплату, а платить нам приходится за счёт собственных средств. Взяли на себя и транспортных льготников - эти траты нам тоже никто не возмещает. Чтобы хотя бы остаться на уровне прошлого года, нам надо найти 1,5-2 млрд рублей. Я уж не говорю о более амбициозных задачах. Чтобы развиваться на уровне, скажем, Казани, нам понадобится не менее 20 млрд».

Где взять деньги?

Найти источники доходов Челябинску сейчас трудно. Строительная отрасль в кризисе, так что тот же земельный налог в этом плане мало что даёт. Кризис сказывается и на других отраслях. А возможности оптимизации уже исчерпаны - городское хозяйство и так испытывает дефицит и средств, и техники, и людей.

Правда, Челябинск получает ЕНВД в полном объёме, но прибыль ведь сегодня есть, а завтра её может и не быть. Оптимизацией занимаются не только чиновники, но и предприниматели, некоторые уходят в тень, так что отдача от этого вида налога не такая уж большая. Куда выгоднее НДФЛ, но от него, как мы уже указывали, Челябинск получает чуть более 20%.

Да и со сбором налогов не всё так просто. Не так давно Александр Гончаров, уполномоченный по защите прав предпринимателей Челябинской области, заявил об опасной практике доначисления налогов. По его данным, только в этом году в области доначислили 1,9 млрд рублей - под ударом могут оказаться в первую очередь предприятия малого и среднего бизнеса. Некоторые могут просто закрыться, не выдержав финансовой нагрузки.

«Государство возложило на предпринимателей обязанность контролировать налоговую дисциплину среди своих контрагентов, а взамен ничего не дало, - возмущается бизнес-омбудсмен. - Налоговые службы интересуют премиальные, место в собственных рейтингах. Но что будет дальше? Можно всех выжать досуха, а потом с кого брать налоги? Об этом никто не думает».

Успеть до точки невозврата

Предпринимателей можно понять, но на что жить Челябинску? По официальным данным, дефицит городского бюджета достигает 10%, но некоторые эксперты утверждают, что на самом деле он больше.

«Город, мягко говоря, едва сводит концы с концами, - утверждает Константин Нациевский, депутат Челябинской городской думы. - Просроченная задолженность растёт, причём это проблема не только Челябинска, но и других муниципалитетов. По итогам каждого года увеличивается разрыв бюджетной обеспеченности. У нас острый недостаток средств. Нужна корректировка на уровне региональных властей - говорил и буду это говорить на заседаниях думы. Предлагаю, чтобы муниципалитетам оставляли не менее 30% от НДФЛ. А лучше бы и все 35%. Иначе мы так и будем зависеть от трансфертов (от поступлений из федерального и областного бюджетов. - Ред.). Нам нужна большая самостоятельность для сбора налогов. Область сейчас перетянула одеяло на себя, забирает самые доходные налоги, а потом распределяет средства - решает, кому и сколько. Но Челябинск - самый крупный налогоплательщик, и поэтому у него должно быть больше полномочий, чтобы развиваться полноценно, а не размазывать тонкий слой масла по хлебу! У муниципальных властей будет больше пространства для манёвра. А то дали нам 100 миллионов на всё про всё - от поддержки бабушек до больниц и детских садов! В итоге мы шьём тришкин кафтан! Муниципалитеты должны работать исходя из поставленных задач, а не латать дыры. Да и согласитесь, на месте ведь проще понять, куда следует направить средства - проблемы и ближе, и понятнее. Много говорят о муниципальной реформе - дескать, это расширяет наши полномочия, но речь идёт о копейках, которые не позволяют выполнить все обязательства».

 

Получается, изменить ситуацию можно на региональном уровне, и в первую очередь в этом заинтересован Челябинск, хотя и в других муниципалитетах не отказались бы от повышения процентной доли самых доходных налогов. Правда, самым мелким муниципалитетам выгоднее жить просто на трансфертах, а не зарабатывать, ведь чем больше денежная масса, тем больше налогов. Но понятно, что для Челябинска и других крупных муниципалитетов полагаться только на внешние вливания никак нельзя.

«Сейчас практически все города в области дотационные, включая Челябинск, - говорит Дмитрий Довженко. - А ведь ещё пять лет назад это было не так: областной центр жил за счёт собственных средств, а деньги из областного бюджета просил только на крупные проекты. А сейчас долги копятся, и точка невозврата скоро будет пройдена. Мы что, хотим повторить вариант Московской области, которая лет 10-15 назад набрала долгов, а потом просто отказалась их возвращать? Дело в итоге закончилось судом и бегством регионального министра финансов за границу. Нам сейчас надо менять межбюджетные отношения, уделять внимание эффективности вложений, взыскивать долги».

Удастся ли воплотить этот лаконичный, но весьма сложный в реализации рецепт? Пока неизвестно. Но бесспорно, что принимать меры лучше в более-менее спокойной обстановке, а не когда перед городом с миллионным населением замаячит призрак банкротства.

Комментарий

Андрей Барышев, депутат Государственной думы РФ:

«Необходимо только одно, но кардинальное решение - нужно дать больше самостоятельности регионам, оставлять больше денег на местах. Я работал в Челябинской городской думе с 2000 года и знаю, как формируется городской бюджет. Из тех денег, что Челябинск ежегодно зарабатывает, только 22-27% остаётся в городе. Потом нам даются областные субсидии, федеральные программы включаются, и эта цифра увеличивается примерно до 39%. В итоге мы недополучаем значительную сумму, которая могла бы пойти на социальную сферу, инфраструктуру, благоустройство, строительство, модернизацию предприятий и т. д.

В остальных городах области ситуация примерно такая же. То есть город сам по себе приносит деньги, которые уходят в федеральный центр, потом в виде масштабных государственных программ по ступенькам обратно спускаются в регионы, что создаёт благодатную почву для коррупционеров разного уровня. Если бы основная часть бюджетных средств изначально оставалась в регионах, было бы легче отследить исполнение отдельных программ, сделать бюджет более прозрачным, а распределение - более справедливым».

Точка зрения

Вячеслав Ермаков, председатель общественного движения «Челябинск - город удобный для жизни»:

«Во времена Ельцина большая часть средств оставалась на местах. Были и другие преференции у регионов. Потом началось выстраивание вертикали власти, в том числе и в финансовом плане. В итоге система построена так, что область стала контролировать распределение средств. С другой стороны, конечно, есть и зависимость от Москвы. В своё время Михаил Юревич ездил в столицу и выпросил там 13 млрд рублей на дорожное строительство в Челябинске. Просили и просить будут. Раньше было, как я уже говорил, несколько другое положение. К примеру, Пётр Сумин мог поехать в Усть-Катав и волевым решением выделить средства, чтобы помочь городу. Сейчас так уже не получится: в законах чётко всё прописано, где областные финансы, где городские, куда их можно направить и в каком порядке.

Но это не значит, что у Челябинска нет ресурсов для пополнения доходов. Скажу больше, деньги в городе буквально валяются под ногами! Средства появятся, если, например, навести порядок в сфере пассажирских перевозок. У нас бегает 10 тысяч маршруток, а договоров всего 2 тысячи - значит, большая часть курсирует неофициально? Это же воровство денег из бюджета! К тому же ИП платят копейки, а МУПы гораздо больше. Если навести порядок, Челябинск получит огромные доходы. Но заинтересованности в этом я пока не вижу. Не так давно было большое совещание в Москве, посвящённое развитию общественного транспорта в российских городах, но от Челябинска никто не поехал. Ситуацию не переломить, пока в городе не появится настоящий хозяин».

Кстати

Недавно бюджет Челябинской области пополнился на 2 млрд рублей. Среди них 1,63 млрд - это увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц в связи с фактически сложившимися темпами поступления налога от индивидуальных предпринимателей и с доходов, не связанных с заработной платой; 354,3 млн рублей - увеличение штрафов (главным образом, взимаемых ГИБДД). Деньги пойдут на следующие цели:

- здравоохранение (1 162,3 млн руб.);

- развитие физической культуры и спорта (234 млн руб.);

- повышение средней заработной платы работников областных учреждений культуры и доведение зарплаты работников вспомогательного персонала до уровня нового МРОТ (61,6 млн руб.);

- обеспечение питанием детей-сирот, приобретение ГСМ для обучения вождению учащихся по отдельным специальностям (52,5 млн руб.);

- приобретение нежилых помещений для организации работы офисов врачей общей практики в отдалённых микрорайонах Челябинска (20,5 млн руб.);

- возведение пяти модульных фельдшерско-акушерских пунктов в Агаповском, Брединском, Еткульском, Кизильском районах и Копейском городском округе (20,5 млн руб.);

- социальные выплаты отдельным категориям граждан (дети войны, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, члены семей погибших военнослужащих) (16,7 млн руб.);

- дополнительное финансовое обеспечение мероприятий в сфере содействия занятости населения (профессиональное обучение 342 безработных граждан) (4,3 млн руб.).

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах