Примерное время чтения: 8 минут
412

Законопроект против аудиторов?

Фото Александра ФИРСОВА

Ответственность вводится за действительно серьезные нарушения: разглашение аудиторской тайны, выдачу заведомо ложного аудиторского заключения, нарушение стандартов аудиторской деятельности, невыполнение выданных СРО предписаний, нарушение правил независимости аудиторов или норм профессиональной этики. Нужны ли такие меры аудиторскому сообществу Южного Урала? Об этом пошла речь на пресс-конференции в «АиФ-Челябинск».

Ведущий: Некоторые находят проект закона «очень сырым, допускающим волюнтаризм и устранение неугодных» и утверждают, что «если эти поправки будут приняты, то российский аудит можно будет закрыть». Так ли это?

Симанков Юрий Александрович, член Совета Уральского филиала СРО НП Аудиторской Палаты России, председатель региональной комиссии по профессиональной этике, управляющий партнер Компании «Ла-консалтинг»: Среди аудиторов существует мнение, что упомянутые поправки направлены против российского аудита,и они лоббируются крупнейшими аудиторскими компаниями страны, это продиктовано их желанием приобретать все новых клиентов. Но, на мой взгляд, это не так. В тоже время, я считаю, что внесение данного законопроекта ничем не оправдано - на сегодня достаточно и существующих мер дисциплинарного воздействия на недобросовестных.

Степанова Светлана Ивановна, член Совета Уральского филиала СРО НП Аудиторской Палаты России, председатель региональной комиссии по внешнему контролю качества, директор ООО «Аудит-Классик»: Обсуждаемый законопроект – пока всего лишь мера, направленная на то, чтобы подчеркнуть важность соблюдения профессиональной этики. Согласна с коллегой, существующих мер достаточно, поскольку соблюдение профессиональной этики всегда было приоритетно в аудите. Это основной постулат нашей деятельности.

Ведущий: А каковы они – существующие меры дисциплинарного воздействии?

Симанков Ю.А.: СРО – это структура, которая объединяет несколько десятков тысяч физлиц и несколько тысяч аудиторских компаний. Эта структура разделена по регионам. В каждом крупном регионе есть свое представительство или филиал. В этом представительстве или филиале всегда есть комиссия по этике, комиссия по контролю качества, а на федеральном уровне есть и дисциплинарная комиссия. Так вот за прошлый год в России дисциплинарной комиссией членства были лишены порядка десяти аудиторских компаний. То есть они перестали иметь право на осуществление аудиторской деятельности.

Степанова С.И.: Но в основном у нас доминирует самоисключение компаний, которое подразумевает их добровольный отказ от деятельности. Чаще всего это случается, когда компания узнает о том, что включена в план проверок внешнего контроля качества. И зная обо всех своих нарушениях и (или) невыполнениях требований законодательства в области аудита, самоисключается сама, чтобы уйти «достойно», а не создавать прецедентов, связанных с принудительным исключением из СРО. В такой ситуации руководитель подает  заявление в СРО об исключении из членов и  организация самостоятельно выходит из состава СРО.

Ведущий: Какой орган сегодня может инкриминировать нарушение норм в аудите, на основании которых можно будет наложить упомянутые штрафы?

Симанков Ю.А.: На сегодня это инструмент – СРО, которая регулярно проводит внешний контроль качества, проверки в связи с обращениями предпринимателей. Второй орган – РосФинНадзор. Проверки, осуществляемые этими двумя структурами, всегда проходят адекватно, репрессинга нет и никто не пытается давить российские аудиторские компании.

Ведущий: Пострадает ли аудиторское сообщество Южного Урала в случае введения подобных поправок?

Симанков Ю.А.: Да. Штраф в размере 700 тысяч рублей для компании регионального масштаба будет весьма значительным. Подумайте сами: в нашем регионе около 90 аудиторских компаний, примерно 12 из них имеют годовой доход от 15 млн рублей. У остальных компаний годовой доход существенно ниже – от 3 до 15 млн рублей. 700 тысяч рублей – это больше месячного оборота компании!

Ведущий: Вообще находится ли сегодня в кризисе южноуральский рынок аудита? Растет или падает спрос на услуги аудиторских компаний?

Степанова С.И.: Рынок региональных компаний сокращается. Сужение происходит в связи с увеличением параметров обязательного проведения аудита. С одной стороны наше Правительство говорит о том, что бизнес должен быть прозрачным, понятным, а с другой – те рычаги, которыми он бы смог воздействовать на субъекты малого и среднего бизнеса, сворачиваются. Причем как раз на уровне закона об аудиторской деятельности. Раньше предприятия малого сектора экономики, имеющие долю выручки в районе более 50 млн, подвергались обязательным аудиторским проверкам. Потом были внесены изменения в закон и теперь обязательный аудит проводится только в организациях, объем годовой выручки которых составляет более 400 млн рублей.

Ведущий: Кто ваши клиенты?

Степанова С.И.: Представители среднего бизнеса. Они не только нацелены на подтверждение бухгалтерской отчетности как таковой, но еще и интересуются налоговым аудитом. Поэтому мы, выполняя услуги в рамках закона об аудиторской деятельности, аудируем еще и налоговую отчетность.

 

Симанков Ю.А.: Вообще рынок наших клиентов делится надвое. Во-первых, это клиенты, заинтересованные в традиционном качественном аудите, готовые платить за услуги, оптимизирующие бизнес-процесс. Во-вторых, это предприятия, которые просто соблюдают нормативы, перед которыми стоит задача максимально сэкономить. В таких случаях предпринимателей не интересует качество, самое главное – получить аудиторское заключение.

Как обстоят дела в Челябинской области с подготовкой аудиторских кадров?

Симанков Ю.А.: Наблюдается дефицит! Приток новых кадров совершенно отсутствует. Сфера пополняется в основном за счет тех молодых специалистов, которые приходят со студенческой скамьи и вырастают в компаниях до уровня аудиторов. Но что касается выдачи аудиторских аттестатов, то такой практики в России нет сегодня. Профессия стареет! Остаются в профессии только люди, которые не могут себе позволить жизни без аудита. А то, что касается молодежи, которая могла бы развивать направление аудиторской деятельности, то она все чаще уходит в реальный бизнес. Оно и понятно: там и зарплаты выше и работать легче.

В любом направлении бизнеса сегодня встречаются фирмы-«однодневки». В аудиторском бизнесе так же?

Степанова С.И.: Так же. Ведь почему происходит отток аудиторских фирм? Потому что аудиторский процесс достаточно серьезен. Не зря к нему подключились структуры типа РосФинНадзора, которые заставляют нас более жестко соблюдать все требования, все стандарты аудиторской деятельности. Фирмы, которые работают сезонно, то есть только в пик выдачи аудиторских заключений, в другое время вынуждены либо перепрофилироваться, либо сворачивать свою деятельность. Аудит не может развиваться сезонно! Если вы решили поработать с фирмой сезонного характера, то учтите: она просто не в состоянии обеспечить внутреннее качество выполнения всех аудиторских процедур.

Ведущий: Вы упомянули об оттоке? А каковы его масштабы?

Симанков Ю.А.: До введения СРО на сайте Минфина в Челябинской области было зарегистрировано 130 аудиторских кампаний. Если сегодня их осталось порядка 90, следовательно, численность упала почти на 30%.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах