Примерное время чтения: 10 минут
664

Экзамен по Химии. Прошел ровно год с момента техногенной аварии в Челябинске

Фото: Александр Фирсов

А вдруг война?

В 4.30 утра 1 сентября 1939 года германские ВВС нанесли массированный удар по польским аэродромам… Спустя 76 лет многие приняли случившиеся в Челябинске ЧП за не менее серьёзную военную атаку.

Накануне дня знаний в районе между 4 и 5 часами утра на железнодорожном вокзале загорелся вагон с бромом. Едкий туман расстилается по всему пространству Ленинского и Советского районов.

Справка

Бром - Химически активный неметалл, относится к группе галогенов. Простое вещество бром при нормальных условиях - тяжёлая жидкость красно-бурого цвета с сильным неприятным запахом. При обычных условиях бром - красно-бурая жидкость с резким неприятным запахом, ядовит, при соприкосновении с кожей образуются ожоги. Бром - одно из двух простых веществ (и единственное из неметаллов), наряду со ртутью, которое при комнатной температуре является жидким. Со времен Первой мировой войны бром используется для производства боевых отравляющих веществ. Бром и его пары сильно токсичны. Летальная доза, при которой происходит гибель 50 % животных, при пероральном введении для крыс составляет 1700 мг/кг. Для человека смертельная доза перорально составляет 14 мг/кг.

Ни в коем случае нельзя путать «аптечный бром», который применяют при расстройствах нервной системы и элементарный бром, который является высокотоксичным веществом. Принимать элементарный бром внутрь ни в коем случае нельзя - это яд.

По сообщению спасателей, авария в 12:56 была локализована. А в 14:08 она была полностью ликвидирована. Получается, что испарение брома из разбитой стеклянной тары происходило не менее 10 часов! Но проведенные замеры показали, что превышения предельно допустимой концентрации брома в воздухе не обнаружилось.

Основываясь на этом, власти занятия в учебных заведениях не отменяли и заверили, что экологическая обстановка в Челябинске опасности для здоровья детей не представляет. Под исключение попали в тот момент дети лишь МОУ СОШ №32, школа-сад №10 и ДС №6, расположенные в поселке Железнодорожный Копейского городского округа. Эти дошкольные и учебные заведения открыли свои двери детям только 5 сентября.

Очевидцы аварии вспоминают, что спецслужбы не так оперативно сработали в тот день, как было преподнесено чиновникам.

- … Вагон с отравляющим веществом, разгерметизировался в 4 утра и травил жителей Ленинского и Советского районов в течение 5 часов. Населению об утечке сообщено не было. Тревожные сирены не включались... Ограничение движения транспорта к месту аварии обеспечено не было. Люди доезжали до эпицентра утечки и вставали в пробку. При этом аварийные службы работали в противогазах. В близлежащих больницах, в том числе роддоме Ленинского района. сообщили о происшествии в 8:00. Выдали повязки в 9:00. При этом у пациентов, даже в закрытых помещениях, наблюдались признаки интоксикации. Спустя 5 часов, вагон «уже» перегнали в другое место, - комментирует ЧП в соцсетях один из пострадавших граждан.

Оставили страну без анестетика

Последствия аварии устранили – вагон был отбуксирован на безопасное расстояние. Но, по словам очевидцев, ситуация долго оставалась напряжённой: горожане брали отпуск без содержания «из-за взрыва брома».

Тем, кому всё же пришлось на работу выйти, повезло меньше. В первые часы после аварии из-за ухудшения самочувствия вследствие аварии к врачам обратилось 34 человека, 13 из них были госпитализированы. К концу дня цифра увеличилась в разы… Всего же в результате выброса паров брома пострадали 132 человека, 50 из которых оказались на больничной койке. Потерпевшими признали 10 человек. В частности, двое копейских спасателей, которые засыпали в вагон соду для дезактивации ядовитого вещества, получили ожоги.

Ситуацией обеспокоился местный Роспотребнадзор, который проверил овощи и фрукты, оказавшихся 1 сентября в зоне распространения бромного облака. Но следов загрязнения не выявил.

Тем временем, утечка брома на ЖД вокзале Челябинска привела к перебоям в производстве главного анестетика – фторотана. Единственный российский поставщик этого вещества, компания «Алтайхимпром», был вынужден временно приостановить производство из-за нехватки одного из главных компонентов.

Фторотан повсеместно применяется в медицине как эффективное средство для ингаляционного наркоза.

«Для производства фторотана закупается бром, который сейчас производится только на Украине.В результате ЧП бром из Украины не доехал до нас, вагон с бромом попросту сгорел. Поэтому на некоторое время мы остановили производство фторотана», – пояснил коммерческий директор ОАО «Алтайхимпром» Владислав Салин.

К новому разливу готовы!

Вагон с бромом утилизирован на следующий день. Тем не менее, оставались вопросы, не позволяющие перевезти вагоны с бромом к месту окончательного уничтожения. Основным препятствием было отсутствие разрешительных документов на ввоз опасного груза на территорию режимного предприятия.

Для скорейшего разрешения ситуации Министр радиационной и экологической безопасности Александр Галичин связался с руководством ПО «Маяк» и получил подтверждение готовности утилизировать бром на предприятии, при наличии всех необходимых документов на ввоз вагонов. После чего, правительством области было направлено письмо в адрес Руководителя Госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко об оказании содействия по данному вопросу. На что в кротчайшие сроки был получен положительный ответ.

Избавившись от вагона с ядом и «переварив» последствия, 21 сентября в Челябинске отрепетировали следующий разлив брома.

В соответствии с афоризмом «генералы всегда готовятся к прошлой войне», спецслужбы совместно с Южно-Уральской железной дорогой провели в Челябинске учения по ликвидации последствий разлива опасного химического вещества. По легенде, на станции Челябинск-Главный дала течь цистерна, перевозящая химически опасное вещество. Вещество начало испаряться и образовало облако, которое ветром понесло в сторону Ленинского района.

К ликвидации последствий инсценированной ЧС были привлечены 250 человек и 68 единиц техники Челябинской областной подсистемы РСЧС, в том числе 77 человек личного состава и 22 единицы спецтехники от чрезвычайного ведомства.

Согласно сообщению ГУ МЧС, целями данной тренировки стали организация оповещения населения, спасение людей, оказание первой помощи пострадавшим, а также организация эвакуации людей, попавших в зону заражения. То есть все то, чего 1 сентября челябинцы не дождались.

Виноватого нашли и наказали

31 мая 2012 года, был вынесен приговор по делу об утечке брома на станции Челябинск-Главный. Бывшего дежурного станции 36-летнего Сергея Абрамова признали виновным и приговорили к 1,6 году в колонии-поселении.

Кстати

Из-за утечки брома певец Александр Серов отложил концерт в Челябинске. Информация о том, что артист переносит свое выступление на 15 ноября, появилась на сайте зрелищных касс. Свое решение исполнитель объяснил так: «До нас дошла информация, что в Челябинске произошла техногенная катастрофа с утечкой опасного ядовитого вещества брома, на многих интернет-сайтах информация дополнялась сообщениями о госпитализации людей, эвакуации из города.

Особенно меня насторожило, что все люди испытывают проблемы с дыханием. Организаторы концерта в Челябинске сообщили о том, что ситуация нормализовалась, все мероприятия проходят в обычном режиме, но организатор концерта в городе Екатеринбурге Роман Абражеев опроверг данную информацию, сказав, что над Челябинском «Розовое зарево».

Мужчина обвинялся в нарушении правил при транспортировке и хранении химических реактивов, что повлекло за собой массовые заболевания людей. А также - в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Его обвинили в том, что он не довел до регулировщиков скорости и операторов постов информацию о наличии на путях запрещенного к роспуску вагона и не организовал его отцепку и перестановку. В итоге вагон с бромом столкнулся с другим и разбились емкости с химическим веществом. Вытекший бром вступил в реакцию с металлическими деталями, из-за чего тара загорелась.

Хотелось бы отметить, что в самом начале поиска виноватых «стрелки» друг на друга переводили все ведомства. Так, например, после ЧП ЮУЖД назвала виновного в утечке брома. Им стал грузоотправитель - публичное общество «Бром», Украина, которое нарушило требования правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.

Это выяснилось в ходе расследования, в котором принимали участие сотрудники следственного комитета и представитель грузоотправителя. В результате проверки обнаружили нарушения технических условий погрузки и крепления груза при его упаковке и размещении.

А, по мнению прокуратуры, ЧП показало, что железнодорожники совершенно не готовы действовать в подобных условиях.

В частности, указано, что председатель комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций станции Челябинск-Главный не проходил необходимую подготовку. Не обучались правилам работы с опасными грузами и прочие работники дороги – дежурный по сортировочной горке, маневровый диспетчер, оператор горки.

Кроме того, обнаружились и прочие нарушения законодательства в деле обеспечения безопасности при перевозках опасных грузов. В прокуратуре сообщили, что «проверкой вскрыты нарушения требований федерального законодательства, регламентирующего порядок движения поездов при проведении маневровой работы на сортировочных горках должностными лицами Южно-Уральской железной дороги, в части оповещения соответствующих органов о чрезвычайных происшествиях». Оказалось, что использовались электро- и тепловозы без средств пожарного тушения.

Всего по результатам проверки было возбуждено 7 дел об административной ответственности, внесено 6 представлений.

Но вскоре уже следствие озвучило первую официальную версию в рамках «дела о броме». Согласно ей, основная причина аварии – «человеческий фактор». Разрушение емкостей с бромом произошло в результате невнимательности дежурного по механизированной горке ст. Челябинск-Главный Сергея Абрамова, который не заметил условное обозначение в сортировочном листе (спускать с горки запрещено) и дал команду на спуск вагона. За что теперь и отправится в колонию по решению суда.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах