Да так, что даже губернатору Кемеровской области Аману Тулееву пришлось обращаться в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой дать правовую оценку деятельности руководства завода и завести уголовное дело на его генерального директора за то, что они утаили 480 миллионов рублей налогов со своих кузбасских предприятий.
Казалось бы, какое дело нашей главной «кузнице танков» до предприятий, которые не имеют никакого отношения к гособоронзаказу? Но с какого–то времени с танками и грузовыми вагонами не заладилось. Производимые танки спросом у Министерства обороны не пользуются, потому что они устаревают столь же стремительно, сколь стремительно растет на них цена (с 70 до 140 млн. рублей за машину за последние несколько лет). Да и недостатков – огромное количество. По–прежнему отсутствует защита экипажа от взрыва боезапаса, так и не установлена автоматическая коробка передач, невозможно использовать тепловизионный прицел, на Т–90 нет бортовой системы, сообщающей об обстановке на поле боя, прицел не отвечает современным требованиям. В общем – вагон и маленькая тележка.
Кстати, с вагонами – не лучше. По оценке Минтранса, давно обещанные «инновационные» грузовые вагоны ломаются в десять раз чаще, чем заявлено производителем. Плюс отличаются повышенным воздействием на путь и имеют ряд других недостатков. В общем, картина неприглядная. Лишь за 9 месяцев прошлого года убытки собственно НПО «Уралвагонзавод» составили 1,2 млрд рублей.
Видимо, сообразив, что основная работа доходов не принесет, завод взялся за непрофильные активы. Скуплено было несколько шахт на Кузбассе, а также Юргинский машиностроительный завод. Причем, в схеме покупки этих непрофильных для ОАО «НПК «Уралвагонзавод» предприятий участвовали сразу несколько оффшорных компаний, среди которых наиболее активной оказалась компания ООО «Альцина», «корни» которой уходят в кипрские и виргинские оффшоры.
При покупке УВЗ обещал кузбасским «дочкам» обеспечить кооперацию и заказы, но ситуация на предприятиях лишь ухудшается. Только у Юргинского машиностроительного завода образовалась налоговая задолженность более 180 млн. рублей.
– Практически компания уходит от ответственности за дальнейшую судьбу Юргинского машзавода, считает Аман Тулеев. – Они не занимаются ни модернизацией, ни поиском новых заказов. Создается твердое мнение, что собственники взяли предприятие, а что с ним делать — не знают.
Еще когда УВЗ только приобретал горнодобывающие предприятия в Кузбассе, эксперты обращали особое внимание на то, что покупка погрязших в долгах шахт может негативно сказаться на экономической ситуации собственно Уралвагонзавода. И отмечали странности в диверсификации бизнеса – покупку вела «УВЗ–Логистик», в которой сама госкомпания «Уралвагонзавод» контролирует лишь половину капитала, а оставшиеся доли, согласно данным СПАРКа, распределены среди четырех оффшоров. Что там делается в этих оффшорах, кто ими командует и куда идут деньги – бог весть. Гадать не будем.
Но на этом топ–менеджеры УВЗ не остановились, и вскоре оказалось, что завод стал крупным владельцем разнообразных и абсолютно непрофильных активов, которые ну никак не пересекаются с его основной деятельностью. Дело дошло уже до пошива и продажи одежды, логистики, сдачи в аренду помещений, а также производства трамваев и вагонов для метро. При этом «дочерняя» прибыль до основного предприятия часто не доходит. Например, выиграв в октябре 2012 года конкурс на поставку низкопольных трамваев столичному департаменту транспорта, УВЗ изначально признавал, что «рентабельность будет не очень большой». Производство предполагалось организовать на площадке подконтрольного УВЗ «Уралтрансмаша» при, как минимум, 50% локализации. Но по факту «Уралвагонзавод» просто привлек еще одного партнера — польскую компанию PESA, то есть занялся откровенной перепродажей. При этом договор с польской компанией был заключен в евро, а с правительством Москвы – в рублях, что с учетом изменения курса валют приведет к убыткам в целом по контракту в размере 1,8 млрд. рублей. Что убыточно для УВЗ, но отнюдь не убыточно для его «дочек», через которые проходят финансовые потоки этого контракта.
Убытки НПО «Уралвагонзавод» в 2014 году прогнозируемы. И, скорее всего, «кузница танков» опять протянет руку за государственной помощью, как уже бывало не раз. Придя к руководству заводом, Сиенко в свое время выпросил у государства 60 миллиардов бюджетных денег, аргументируя эту просьбу необходимостью исполнения госзаказов и сохранением рабочих мест. Наверно, и сейчас что–нибудь придумает. Надо же кормить «дочек».