Примерное время чтения: 6 минут
263

Южноуральские машиностроители готовятся отмечать профессиональный праздник

Фото А.Фирсова / АиФ

По словам начальника управления промышленности областного Минпрома Бориса БАРДИНА, ситуация стала резко ухудшаться после распада СССР. Последние экономически нестабильные годы подкосили даже те предприятия, которые держались на плаву.

Фото: АиФ / Фото А.Фирсова

- Однако пик спада машиностроительного производства остался позади, - утверждает он. - В 2012-ом году Минпромторг РФ разработал программу развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности. Она включает в себя ряд направлений по поддержке промпредприятий в инновационных направлениях. В свою очередь Минпром Челябинской области оказывает по ней информационную поддержку и готов помочь южноуральским машиностроителям войти в нее. Также Минпромторг страны готовит сейчас программу по импортозамещению для оборонно-промышленного комплекса. Она предусматривает смену устаревшего оборудования, а именно, станочного парка. Предприятия нашего региона имеют высокие шансы попасть в нее.

Уповая на импортозамещение

Сами производители пребывают в менее оптимистичном настроении.

- Машиностроение у нас сейчас развивается не благодаря, а вопреки, - говорит генеральный директор ГК «УРАЛКРАН» Сергей КРАВЧУК. - Крупные предприятия переживают нелёгкие времена, а про мелкие и говорить нечего. Даже госпредприятия со своим объёмом заказов не могут компенсировать себестоимость, потому что находятся в погоне за ценой энергоносителей. Мы абсолютно неконкурентны в мировом плане, да и в региональном никаких прорывов давно не было. Однако у нас нет других вариантов как жить, работать и развиваться в этой стране.

Фото: АиФ / Фото А.Фирсова

Упадок отечественного машиностроения эксперты связывают с отсутствием спроса на отечественную же продукцию. Идёт насыщение рынка техникой. Чтобы оставаться на плаву, предприятиям необходимо полное техническое перевооружение. А имеющихся средств хватает лишь на частичную модернизацию. И то с трудом. При том даже если в России производят необходимые для модернизации станочного парка каждого предприятия образцы, то их комплектующие все равно идут из-за границы: Европы, Китая.

Большие надежды возлагаются на программу импортозамещения, разрабатываемую Минпромторгом РФ. Однако совершенно очевидно, что светлое будущее наступит нескоро.

- Важным является создание условий для развития полноценной внутриобластной кооперации, импортозамещения, - подчёркивает Бардин. - Сейчас мы занимаемся составлением реестра товаров, которые еще недавно ввозились в Россию, и в ближайшей перспективе наши промышленники могут освоить соответствующие технологии уже на наших площадках. Во многом решить эти проблемы поможет инжиниринговый центр дизелестроения, создаваемый на базе «ЧТЗ-Уралтрак» при непосредственном участии ЮУрГУ. Цель его открытия – создать в Челябинской области работоспособную площадку по изготовлению и модернизации дизельных двигателей большой мощности.

Однако пока у специалистов областного Минпрома даже нет чёткого понимания, как будет работать программа импортозамещения на предприятиях. Всё-таки импортозамещение – это внутренний бизнес, это деньги собственника и трудно указывать ему, где брать товар, а где не брать.

Фото: АиФ / Фото А.Фирсова

- Если заказчик согласен на то, что бы заказанное изделие было начинено комплектующими достаточно известных мировых компаний, то мы его начиняем, - рассказывает главный конструктор ЧМЗАП «УралАвтоПрицеп» Владимир АНТОНОВ. – Но это означает, что цена на изделие на 30-35% выше, чем если бы оно было сделано из отечественных комплектующих.

Пробелы в звеньях

- Еще одна проблема: на рынке труда отсутствует рабочее звено! – сокрушается технический директор ЧМЗАП «УралАвтоПрицеп» Трофим ОСИНИН. - Вопрос к минобру: где ПТУ? Где учреждения, которые обучали станочников, сварщиков и прочих? Средний возраст специалистов на наших предприятиях - 50-55 лет. Уйдут они на пенсию и их некем будет заменить!

Фото: АиФ / Фото А.Фирсова

- С кадрами сложная ситуация, - соглашается Кравчук. – Но, думаю, через год-два она начнёт выправляться. Молодёжь есть чем стимулировать: сегодня рабочий стабильно зарабатывает около тысячи долларов. А хороший работник зарабатывает две тысячи долларов в месяц, а то и выше. Главное - мы должны доказать молодёжи престиж рабочих специальностей. Работу менеджером, бухгалтером или юристом после окончания института они будут искать достаточно долго, а обученного сварщика – с руками оторвут. Тем более что сегодня сварщик не стоит с держаком как раньше, а обслуживает автоматизированные линии.

В областном Минпроме заявили, что почву для будущего готовят вовсю. Так, периодически по договорённости с Минобром школьников вывозят на площадки крупных промышленных предприятий региона.

- В том году мы вывозили школьников старших классов на «Мечел» и на «ЧТПЗ», - впоминает Бардин, - а в этом году узнали, что 30% из них пошли на технические специальности в ЮУрГУ. Близится очередной выезд по инициативе одной из челябинских школ. Поедем на площадку трубопрокатного завода, расскажем о производственных масштабах на предприятиях-лидерах.

К слову на автотракторном факультете ЮРГУ каждый студент-второкурсник уже точно знает, на каком предприятии будет работать по окончании учёбы.

КСТАТИ: 116 крупных машиностроительных заводов насчитывается в Челябинской области. На них трудятся 2,3% южноуральцев. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах