17 сентября 2019 года в 194 странах мира, включая Россию, начали отмечать День безопасности пациента. У нас немало контролирующих органов, которые проверяют качество и полноту оказания медпомощи, но по-прежнему остаются вопросы к её организации и доступности. Чиновники обещают: ждать лучшего будущего недолго – всего три-четыре года.
Бастуют все
Пока же организация хромает. «Недавно брал справку на ул. Кузнецова (психоневрологический диспансер), так в гардеробе самообслуживание, а за справкой ещё нужно побегать, – рассказывает житель Челябинска. – Сначала поднимись в один кабинет – там выпишут квитанцию, потом в кассу – там оплата, далее уже в кабинет врача. И справка платная, но побегай, как при совке. И такое всё убогое, обшарпанное».
Рекомендации, которые спускают сверху, тоже не указ. Недавно Челябинское управление ФАС разбиралось с частными стоматологиями, где оказывали помощь по полису ОМС (бесплатно). Лечить зубы соглашались, но обезболить предлагали только платными анестетиками. Хотя обязаны были предоставить бесплатный лидокаин, а тем, у кого аллергия на этот препарат, обеспечить бесплатную альтернативу.
Нехватка узких специалистов и очереди к ним – отдельная тема. В единственной больнице города Трёхгорного, закрытого округа, несколько лет нет лор-врача. Об этом сообщили медработники, когда начался скандал с массовым увольнением хирургов из-за низких зарплат и возрастающей нагрузки.
«И стоматолог сейчас один на весь город, только экстренных принимает, – рассказали журналистам в медико-санитарной части Трёхгорного. – Люди никуда попасть не могут. Чтобы записаться, надо неделю-две ждать, потом придут на приём по талону, а там без записи целая толпа. И сидят несколько часов под дверями».
По одним правилам
Если речь идёт о безопасности пациентов, то хороший врач – сытый врач. А в области с весны медицинский персонал выражает недовольство. Бывают и открытые протесты. Последними поднялись сотрудники скорой помощи в Сатке. Главврачу на стол легла жалоба сразу от 40 сотрудников – водителей, фельдшеров и врачей. Жалобы всё те же: снижение заработной платы из-за сокращения стимулирующих выплат.
В минздраве Челябинской области есть целый отдел, который занимается проверкой начисления заработной платы медикам. И пока вывод один: зарплата медработников соответствует их нагрузке. Чиновники говорят, что изменился подход в начислениях. По федеральным рекомендациям окладная часть (стабильная выплата) увеличилась, зато стимулирующие выплаты начали урезать. Но в целом фонд оплаты труда не изменился.
Причёсывать регионы под федеральный стандарт – новый тренд. «В этом году большая ставка сделана на самоконтроль качества медицинской помощи, – сообщил замначальника отдела организации контроля и надзора за медицинской деятельностью Росздравнадзора по Челябинской области Никита Кучин. – Буквально на днях вышел новый приказ Минздрава РФ о требованиях к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности оказания медпомощи. Если раньше главные врачи имели определённую степень свободы в организации контроля, рассмотрении жалоб, сложных ситуаций, сегодня даны более жёсткие указания».
Не реже раза в квартал учреждение должно готовить отчёт о своей эффективности.
«Сейчас во главу угла ставятся клинические рекомендации (алгоритм врачебных действий), – продолжает замначальника управления организации медицинской помощи взрослому населению министерства здравоохранения Челябинской области Артём Шурыгин. – Региональный минздрав и главные внештатные специалисты ежеквартально организуют выезды в территории, проводятся круглые столы. Рассматриваются как основы оказания медпомощи, так и резонансные случаи. Активно контролем качества мы занимаемся последние три года. Если посмотреть динамику за пять лет, минздрав провёл 1 152 проверки, при этом 25% из них были в 2018 году. Если говорить о дефектах в оказании медпомощи, то большинство связано с меддокументацией. Хотя идёт внедрение информационных систем, многие их неактивно используют, предпочитая бумагу. Следующий большой блок проблем – организационные вопросы: непрофильная госпитализация, несвоевременное назначение обследований, неиспользование современных шкал и методик в оценке состояния пациента. Но большинство жалоб, по которым мы проводим контроль качества, могут быть решены на месте. Пациент должен активнее выходить на руководителей медорганизаций и доносить свою проблему».
У регионального органа Росздравнадзора своя статистика. «В 2018 году нами проведены 193 проверки, и в 42,1% случаев речь шла о нарушении прав пациентов, – продолжает тему начальник отдела организации контроля и надзора за медицинской деятельностью Росздравнадзора по Челябинской области Любовь Бобрышева. – Среди них осуществление медицинского вмешательства без получения добровольного информированного согласия от пациента, нарушение прав граждан на облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, нарушение права на бесплатную медпомощь по ОМС, в том числе несоблюдение сроков проведения диагностических, инструментальных исследований и др. Регулярные проверки позволяют снизить долю тех медорганизаций, которые нарушают права граждан. Медпомощь не должна причинять вреда никому – это один из тезисов Дня пациента».
Что даст нацпроект?
И всё же специалисты отмечают ужесточение контроля. И дело не только в федеральных стандартах. Расширяется ответственность и полномочия страховых представителей, работающих с пациентами в поликлиниках. Только за первое полугодие 2019 года они провели 40 тысяч экспертиз качества оказания медпомощи.
Аккредитация медработников будет включать в себя дополнительный этап – экзамен в ситуационном центре (приближенный к реальным условиям).
Правительство оказывает поддержку в целевом (бюджетном) обучении дефицитных специалистов. В Челябинской области это в первую очередь педиатры, терапевты, хирурги, анестезиологи и реаниматологи, затем ЛОРы, офтальмологи, неврологи и кардиологи. Всего, по данным минздрава области, на начало 2019 года во всех медорганизациях врачебный персонал составил 10 748 человек. Не хватает 2 947 специалистов, из них 188 – служба скорой медпомощи, 1 676 – первичное звено в поликлиниках, 1 083 – специализированные врачи.
Все свои ожидания власти связывают с реализацией национальных проектов в сфере здравоохранения в части кадровой политики, зарплат и бережливого производства (когда административные функции выполняет медсестра, а врачам остаётся общение с пациентом).
В ближайшие три года все поликлиники Челябинской области должны перейти на такой формат работы, ещё через год можно будет обсуждать итоги нацпроектов.