Примерное время чтения: 6 минут
150

Врачи под контролем. В России впервые отмечают День безопасности пациента

АиФ-Челябинск №39 25/09/2019
Часто пациенты жалуются, что бесплатные по полису медуслуги им предлагают получить за деньги.
Часто пациенты жалуются, что бесплатные по полису медуслуги им предлагают получить за деньги. АиФ

17 сентября 2019 года в 194 странах мира, включая Россию, начали отмечать День безопасности пациента. У нас немало контролирующих органов, которые проверяют качество и полноту оказания медпомощи, но по-прежнему остаются вопросы к её организации и доступности. Чиновники обещают: ждать лучшего будущего недолго – всего три-четыре года.

Бастуют все

Пока же организация хромает. «Недавно брал справку на ул. Кузнецова (психоневрологический диспансер), так в гардеробе самообслуживание, а за справкой ещё нужно побегать, – рассказывает житель Челябинска. – Сначала поднимись в один кабинет – там выпишут квитанцию, потом в кассу – там оплата, далее уже в кабинет врача. И справка платная, но побегай, как при совке. И такое всё убогое, обшарпанное».

Рекомендации, которые спускают сверху, тоже не указ. Недавно Челябинское управление ФАС разбиралось с частными стоматологиями, где оказывали помощь по полису ОМС (бесплатно). Лечить зубы соглашались, но обезболить предлагали только платными анестетиками. Хотя обязаны были предоставить бесплатный лидокаин, а тем, у кого аллергия на этот препарат, обеспечить бесплатную альтернативу.

Нехватка узких специалистов и очереди к ним – отдельная тема. В единственной больнице города Трёхгорного, закрытого округа, несколько лет нет лор-врача. Об этом сообщили медработники, когда начался скандал с массовым увольнением хирургов из-за низких зарплат и возрастающей нагрузки.

«И стоматолог сейчас один на весь город, только экстренных принимает, – рассказали журналистам в медико-санитарной части Трёхгорного. – Люди никуда попасть не могут. Чтобы записаться, надо неделю-две ждать, потом придут на приём по талону, а там без записи целая толпа. И сидят несколько часов под дверями».

По одним правилам

Если речь идёт о безопасности пациентов, то хороший врач – сытый врач. А в области с весны медицинский персонал выражает недовольство. Бывают и открытые протесты. Последними поднялись сотрудники скорой помощи в Сатке. Главврачу на стол легла жалоба сразу от 40 сотрудников – водителей, фельдшеров и врачей. Жалобы всё те же: снижение заработной платы из-за сокращения стимулирующих выплат.

В минздраве Челябинской области есть целый отдел, который занимается проверкой начисления заработной платы медикам. И пока вывод один: зарплата медработников соответствует их нагрузке. Чиновники говорят, что изменился подход в начислениях. По федеральным рекомендациям окладная часть (стабильная выплата) увеличилась, зато стимулирующие выплаты начали урезать. Но в целом фонд оплаты труда не изменился.

Причёсывать регионы под федеральный стандарт – новый тренд. «В этом году большая ставка сделана на самоконтроль качества медицинской помощи, – сообщил замначальника отдела организации контроля и надзора за медицинской деятельностью Росздравнадзора по Челябинской области Никита Кучин. – Буквально на днях вышел новый приказ Минздрава РФ о требованиях к организации и проведению внутреннего конт­роля качества и безопасности оказания медпомощи. Если раньше главные врачи имели определённую степень свободы в организации контроля, рассмотрении жалоб, сложных ситуаций, сегодня даны более жёсткие указания».

Не реже раза в квартал учреждение должно готовить отчёт о своей эффективности.

«Сейчас во главу угла ставятся клинические рекомендации (алгоритм врачебных действий), – продолжает замначальника управления организации медицин­ской помощи взрослому населению министерства здравоохранения Челябинской области Артём Шурыгин. – Региональный минздрав и главные внештатные специалисты ежеквартально организуют выезды в территории, проводятся круглые столы. Рассматриваются как основы оказания медпомощи, так и резонансные случаи. Активно контролем качества мы занимаемся последние три года. Если посмотреть динамику за пять лет, минздрав провёл 1 152 проверки, при этом 25% из них были в 2018 году. Если говорить о дефектах в оказании медпомощи, то большинство связано с меддокументацией. Хотя идёт внедрение информационных систем, многие их неактивно используют, предпочитая бумагу. Следующий большой блок проблем – организационные вопросы: непрофильная госпитализация, несвоевременное назначение обследований, неиспользование современных шкал и методик в оценке состояния пациента. Но большинство жалоб, по которым мы проводим контроль качест­ва, могут быть решены на месте. Пациент должен активнее выходить на руководителей медорганизаций и доносить свою проблему».

У регионального органа Росздравнадзора своя статистика. «В 2018 году нами проведены 193 проверки, и в 42,1% случаев речь шла о нарушении прав пациентов, – продолжает тему начальник отдела организации контроля и надзора за медицинской деятельностью Росздравнадзора по Челябинской области Любовь Бобрышева. – Среди них осуществление медицинского вмешательства без получения добровольного информированного согласия от пациента, нарушение прав граждан на облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, нарушение права на бесплатную медпомощь по ОМС, в том числе несоблюдение сроков проведения диагностических, инструментальных исследований и др. Регулярные проверки позволяют снизить долю тех медорганизаций, которые нарушают права граждан. Медпомощь не должна причинять вреда никому – это один из тезисов Дня пациента».

Что даст нацпроект?

И всё же специалисты отмечают ужесточение контроля. И дело не только в федеральных стандартах. Расширяется ответственность и полномочия страховых представителей, работающих с пациентами в поликлиниках. Только за первое полугодие 2019 года они провели 40 тысяч экспертиз качества оказания медпомощи.

Аккредитация медработников будет включать в себя дополнительный этап – экзамен в ситуационном центре (приближенный к реальным условиям).

Правительство оказывает поддержку в целевом (бюджетном) обучении дефицитных специалистов. В Челябинской области это в первую очередь педиатры, терапевты, хирурги, анестезиологи и реаниматологи, затем ЛОРы, офтальмологи, неврологи и кардиологи. Всего, по данным минздрава области, на начало 2019 года во всех медорганизациях врачебный персонал составил 10 748 человек. Не хватает 2 947 специалистов, из них 188 – служба скорой медпомощи, 1 676 – первичное звено в поликлиниках, 1 083 – специализированные врачи.

Все свои ожидания власти связывают с реализацией национальных проектов в сфере здравоохранения в части кадровой политики, зарплат и бережливого производства (когда административные функции выполняет медсестра, а врачам остаётся общение с пациентом).

В ближайшие три года все поликлиники Челябинской области должны перейти на такой формат работы, ещё через год можно будет обсуждать итоги нацпроектов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах