Еще в начале 90-х годов прошлого века никто в Челябинске и не помышлял, что частная медицина станет не просто реальностью для нашего города, но и начнет составлять сильную конкуренцию бесплатной системе здравоохранения. Могут ли "частники" и "муниципалы" в белых халатах договориться и работать во благо здоровья горожан в единой упряжке? Этому был посвящен очередной круглый стол "АиФ-Челябинск", прошедший в конференц-зале ОАО "Гипромез".
Участники круглого стола
Нужны ли равные права?
Ведущий: - Насколько сегодня в Челябинске развита система частной медицины и есть ли возможность подключить ее к общегородским мероприятиям, которые призваны сделать здравоохранение более доступным для населения города?
Э. Рыбин: - Сегодня в Челябинске ведут работу 27 частных медицинских центров. Конечно, все предоставляемые ими услуги платные. В большинстве случаев эти услуги связаны с диагностикой, профилактикой, лечением или реабилитацией, причем каждая услуга рассматривается ими как отдельно взятое мероприятие. А вот конкретно медицинской ПОМОЩЬЮ на частной основе занимаются единицы. Поэтому доля, значимость и вклад частного медицинского сектора в дело оказания доступной и качественной медицинской помощи в Челябинске, на мой взгляд, еще недостаточно велики.
Правда, недавно на аппаратном совещании глава Челябинска М. Юревич высказал предложение, чтобы частные медицинские учреждения были введены в систему оказания медицинской помощи населению города. Конечно, с учетом согласования этого предложения с основным плательщиком - Фондом обязательного медицинского страхования. В принципе эта идея неплоха, особенно если судить о ней с точки зрения обыкновенного пациента. Например, для меня лично не имеет никакого значения, пойду ли я в частный медицинский центр, например, за получением каких-то лабораторных исследований или отправлюсь в муниципальное учреждение. Для меня как пациента важно, чтобы без очереди и хамства обслужили в этом медицинском учреждении, провели качественные исследования.
С. Устьянцева: - Государственная медицина сегодня базируется на Программе государственных гарантий. Каждый субъект РФ ежегодно у себя на территории утверждает эту программу. Называется она территориальной программой государственных гарантий оказания жителям РФ, проживающим на территории Челябинской области, бесплатной медицинской помощи. Эта программа имеет два источника финансирования: средства бюджета и средства обязательного медицинского страхования. В установленном порядке эти деньги через медицинские страховые компании направляются нами, Фондом обязательного медицинского страхования, в лечебные учреждения на оплату медицинских услуг, оказываемых населению, в рамках территориальной программы ОМС.
Хочу отметить, что в систему обязательного медицинского страхования могут входить и ведомственные учреждения. Но есть несколько важных моментов. Во-первых, все услуги могут оказываться только в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Перечень этих услуг четко прописан. Во-вторых, есть требование обязательного лицензирования медицинских учреждений. В-третьих, у нас действует система муниципальных заказов. То есть руководитель муниципального образования отвечает за размещение муниципального заказа на своей территории. Если он посчитает нужным разместить объемы муниципального заказа в каких-то ведомственных или частных учреждениях, то это его право. Мы же при выполнении всех этих условий включаем медицинскую организацию в систему ОМС, далее передаем деньги в страховые медицинские организации, которые уже оплачивают медицинские услуги.
Где качество?
Ведущий: - Если "частникам" окажется выгодно работать через систему муниципального заказа, не случится ли ситуация, когда наши муниципальные больницы будут закрываться одна за другой, просто не совладав с конкуренцией со стороны более продвинутых в финансовом плане коллег?
С. Овсянникова: - Если мы будем в равных условиях с муниципальными лабораториями, то повысится качество не только наших услуг, но и качество услуг муниципальных учреждений. Потому что, для того чтобы выиграть этот заказ, им придется делать исследования на таком же оборудовании, как у нас, и делать это так же качественно, как и мы. И если будет муниципальный заказ на нормальных условиях, будут выделяться реальные деньги, то мы, конечно, будем принимать участие в конкурсе.
И. Круглякова: - Когда говорят о том, что частная медицина - это всегда хорошо, у меня возникает вопрос, насколько качественно частные клиники и центры выполняют свою работу и насколько цены на их услуги соответствуют возможностям населения. Я уверена, что на этот вопрос положительно ответить можно далеко не всегда. Экономические подходы в рамках оказания медицинских услуг нашему населению должны рассматриваться не только с точки зрения оплаты, но и с позиции медицинской эффективности и социальной защищенности. Государство гарантирует медицинскую помощь по всем стандартам, которые приняты в российском здравоохранении. Но говорить о том, что медицинская услуга частного учреждения полностью соответствует этим стандартам, можно далеко не всегда.
Ведущий: - А качество в муниципальных медицинских учреждениях всегда ли соответствует вышеназванным стандартам?
К. Сергеев: - Нас как представителей страховой компании "Астра-Металл" очень заботит качество предоставляемых населению медицинских услуг. Ведь по закону мы обязаны оказывать помощь в урегулировании спорных вопросов между медицинскими учреждениями и застрахованными гражданами (пациентами). Если говорить о качестве предоставляемых услуг пациентам, я бы хотел озвучить некоторые статистические данные. Из 100% жалоб, которые пациенты предъявляют медицинским учреждениям, 54% - жалобы вполне обоснованные. Это говорит о том, что у государственной медицины есть проблемы, и именно в вопросах качества оказываемых населению услуг.
Понятно, что у любого муниципального медицинского учреждения есть определенные проблемы с финансированием. Но ведь есть и другая проблема, когда, например, конкретного пациента в лечебном учреждении заставляют приобрести то или иное лекарство. Вот здесь и возникает вопрос: согласно ли лечебное учреждение вначале на 100% выполнить стандарты по лечению и только после выполнения этих стандартов понуждать человека платить деньги, чтобы оказать ему дополнительную медицинскую помощь? Практика показывает, что в большинстве больниц эти стандарты не выполняются, а пациента сразу ставят перед фактом необходимости платить деньги.
Л. Землянская: - Проблемы есть как в частной, так и в государственной системе здравоохранения. На сегодняшний день всё-таки в полном объеме медицинскую помощь как комплекс медицинских услуг и мероприятий по поддержанию здоровья населения частная система здравоохранения осуществить пока не может. Я не могу сказать, что они оказывают медицинские услуги некачественно. Я говорю о том, что обследовать человека с ног до головы и предоставить ему все уровни медицинской помощи от рождения до самой смерти частная медицина пока не готова. Но так или иначе частная медицина в целом повышает доступность медицины. Под доступностью я имею в виду то, что при необходимости человек может получить необходимую ему помощь и у него есть право выбора, где ему ее получать.
Будем ли сотрудничать?
Ведущий: - Есть ли примеры тесного сотрудничества между частными медицинскими клиниками и муниципальными?
С. Овсянникова: - На территории Челябинской области, в частности в столице Южного Урала, есть достаточно много примеров, когда муниципальные учреждения здравоохранения и частные медицинские центры работают в связке. Например, наша независимая лаборатория "Прогрессивные медицинские технологии" работает в тесном контакте со многими городскими больницами. Так, уже на протяжении нескольких лет мы тесно сотрудничаем с городской больницей N2. На нашей базе мы выполняем диагностические исследования, различные тесты, которые в силу объективных причин не могут быть проведены в самой больнице.
На сегодняшний день в нашей лаборатории работает самое современное, высокоточное и надежное оборудование в Челябинске. Это самые последние разработки известных во всем мире производителей медицинского оборудования. Такого комплекса оборудования, как у нас, нет ни в государственных больницах, ни в других коммерческих центрах нашего города. Всё это позволяет нам профессионально выполнять лабораторные исследования самого широкого спектра. Такой спектр сегодня не покрывает ни одна лаборатория муниципальных учреждений города. Поэтому, если пациенту необходим больший объем исследований, чем тот, который может предоставить городская больница, он отправляется к нам. Для этого у нас заключены договоры со многими больницами города.
Е. Канаева: - Я уверена, что, для того чтобы расширить спектр своих услуг, охватить больше медицинских направлений, мы должны сотрудничать с государственными больницами. Без этого никак: мы дадим нашим пациентам больше возможностей получить 100% качественное лечение, получим максимальные возможности для того, чтобы поставить им безошибочный диагноз.
А. Панов: - Сегодня частные медицинские клиники и центры предоставляют свои услуги лишь по строго определенным направлениям, а именно: урология, гинекология, акушерство, косметология, стоматология, пластическая хирургия и дерматология. Всё! Другие направления нашей частной медициной не затронуты вообще. Где микрохирургия, гастроэнтерология, кардиология и другие важные направления медицины? В государственных больницах. Причина такого распределения очень проста и понятна. У частного инвестора, вложившего деньги в открытие и развитие подобных центров, будут огромные издержки. Чтобы окупить подобный центр, в лучшем случае уйдет 5-7 лет. А сегодня очень мало желающих вкладывать свои деньги в долгосрочные перспективы.
К. Сергеев: - Я уверен, что должна развиваться как частная, так и муниципальная медицина. Но если говорить о муниципальных медицинских учреждениях, то пусть они, получая финансирование от государства, откажутся от предоставления платных услуг. Пусть этим занимаются "частники". И еще, ситуация, когда "частники" начнут бороться за государственные деньги, должна привести к тому, чтобы врачи в муниципальных медицинских учреждениях начали воспринимать своих пациентов так, как их воспринимают в частных медицинских учреждениях.
Э. Рыбин: - Для меня на сегодняшний день одна из главных задач - это минимизировать коммерческую составляющую в муниципальных медицинских учреждениях. Внедрение коммерческих отношений в систему муниципального здравоохранения выливается в то, что мы по-прежнему будем спрашивать на приеме у врача, сколько на самом деле нужно выложить денег из кармана за бесплатные услуги, чтобы получить их своевременно, не стоять в огромных очередях, не бегать неделями за талонами. По моему мнению, именно в этом кроются взяткодательство, взяткобрательство и мошенничество, существующие сегодня в ряде муниципальных медицинских учреждений.
Кому доверяет пациент?
Ведущий: - Перед круглым столом мы собрали вопросы, возникающие у наших читателей по той теме, которую мы сегодня обсуждаем. Попрошу ответить на ряд из них. На что должен в первую очередь обратить внимание человек, когда обращается за помощью в частную медицинскую клинику?
Л. Землянская: - На то, есть ли лицензия на осуществление медицинской деятельности у данного учреждения. Если нет, нужно сразу же разворачиваться и уходить. Более того, мы просим пациентов, столкнувшихся с отсутствием лицензий у медицинских учреждений, сообщать в Росздравнадзор, потому что это противоречит закону.
Ведущий: - Можно ли жителю области пройти лечение в больнице Челябинска бесплатно, просто предъявив полис ОМС?
Т. Терехова: - Чтобы пройти обследование или лечение, например, в нашей областной больнице, пациентам необходимо в своем городе пройти первичный осмотр у врача, который выдаст направление. А просто так прийти и сказать, что я хочу у вас здесь лечиться, нельзя.
Ведущий: - А если пациент не доверяет своему врачу?
Т. Терехова: - Он может обратиться к другому врачу в медицинском учреждении в своем городе. Или пройти первичный осмотр в районной больнице. Поймите, требование первичного осмотра связано в первую очередь с тем, что в областных медицинских учреждениях оказывается консультативно-диагностическая и не оказывается первичная медико-санитарная помощь.
Ведущий: - Какие права, гарантии есть у пациента, имеющего страховку?
К. Сергеев: - Можно позвонить своему страховщику и проконсультироваться с ним или позвонить по телефону единой диспетчерской службы СК "Астра-Металл" (8-800-200-00-71), где расскажут полностью про все права и смогут дать совет в принципе по каждой отдельно взятой ситуации.
С. Васильев: - В обязательном порядке перед лечением в частной клинике заключается договор с пациентом, где прописываются все условия, права и обязанности и то, какую ответственность перед пациентами несет медицинский центр. Этот договор и есть гарантия того, что в частной клинике будет оказана качественная квалифицированная медицинская помощь.
Ведущий: - Правда ли, что сегодня в системе муниципального здравоохранения существует сильный кадровый голод? Есть ли такая проблема у частных клиник?
С. Овсянникова: - Я сама 8 лет назад была заведующей лабораторией в муниципальном учреждении, и там действительно работали преимущественно пенсионеры. Сейчас же у нас в независимой лаборатории работает много молодежи. Проблема на сегодняшний день в том, что нашим студентам необходимо по закону иметь ординатуру или интернатуру по специальности "Лабораторная диагностика", за которую нужно платить. Но, согласитесь, далеко не у каждого выпускника вуза есть возможность сразу же после окончания учебного заведения заплатить 34 тысячи рублей в год за дополнительное обучение. Мы же заинтересованы в профессионализме своих кадров и поэтому оплачиваем им это обучение. У муниципальных больниц нет такой возможности. Вероятно, государство пока не готово вкладывать деньги в будущих специалистов в области медицины.
Куда нам двигаться?
Т. Терехова: - Развитие частной и государственной медицины должно идти параллельно. Со своей стороны, я хочу сказать, что в рамках обязательного медицинского страхования закон позволяет работать как частным медицинским учреждениям, так и муниципальным. Формально у нас в Челябинской области в системе обязательного медицинского страхования работают медицинские учреждения, у которых негосударственная форма собственности, например учреждения ЮУЖД, ММК...
Другое дело, что система ОМС - это не система, которая направлена на получение какой-то прибыли медицинским учреждением, это система финансирования медицинской помощи населению, бесплатной помощи, которая гарантирована государством. При этом не стоит забывать, что система ОМС - это софинансирование, муниципальные медицинские учреждения получают еще и деньги муниципального бюджета. Поэтому, конечно, включение в конкуренцию частных медицинских учреждений, не получающих такую дополнительную поддержку от государства, достаточно проблематично. Позволить себе содержать медицинские учреждения могут только крупные компании, обладающие солидным капиталом.
Вопрос включения частных медицинских учреждений в систему ОМС подлежит обсуждению. Для этого должна быть изменена система финансирования, в том числе, например, с помощью внедрения одноканальной системы финансирования, как это делается в ряде территорий РФ. Но пока рано говорить, чем закончится этот эксперимент и будет ли подобная система принята на территории Челябинской области.
С. Овсянникова: - В нашем учреждении мы работаем по принципу "Мы обязаны нашим пациентам за то, что они нас выбрали". И если люди к нам обращаются, значит, они нам прежде всего доверяют. Многие пациенты обращаются к нам за помощью повторно, то есть они возвращаются именно к нам, а не уходят куда-то в другое место. Это и есть самая высокая оценка нашей работы. Конечно, очень хочется, чтобы мы наконец-то работали на равных условиях с муниципальными учреждениями, чтобы те требования, которые предъявляются к нам, начали предъявляться и к ним.
И еще я хочу отметить, что, когда мы только начинали работать 8 лет назад, коммерческая медицина главными врачами городских больниц воспринималась просто в штыки, сейчас же мы уже можем нормально беседовать, принимать общие решения, вести совместную работу, взаимно дополнять друг друга. А это уже результат.
И. Кривопалов-Москвин: - Во-первых, сложившаяся сейчас система здравоохранения не устраивает ни муниципальные учреждения, ни частные медицинские центры, ни, что самое главное, потребителей этих услуг, пациентов. Это говорит о том, что система должна меняться.
Во-вторых, мне кажется, что у нас сегодня действует очень много ненужных стандартов, и для того чтобы медицинскому учреждению работать, ему необходимо проходить множество проверок, комиссий, собрать целый ворох различных документов, причем совершенно не имеющих отношения к качеству. Насколько это действительно нужно?
В-третьих, безусловно, в настоящее время существует некий скрытый конфликт между представителями государственной и частной медицины, что мне не нравится. На мой взгляд, есть определенные плюсы и минусы как у одних, так и у других. Например, у государственных структур плюс в том, что, какими бы они ни были, у них всё-таки есть финансирование, в отличие от "частников". С другой стороны, те рамки, в которых зажаты врачи городских больниц, не позволяют применять творческий подход, интересные новые идеи. В этом плане коммерческие структуры, конечно, намного свободнее.
Международный центр медицины "АПИ" представляет не просто частную медицину, но еще и альтернативную, которая становится всё более популярной среди населения, прежде всего в силу определенного застоя официальной медицины. Однако уровень альтернативной медицины также крайне низок и мало отличается от далекого прошлого, что вызывает беспокойство. Я против примитивного целительства.
Э. Рыбин: - Действительно, на сегодняшний день качество и доступность медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях, мягко говоря, находится на очень низком уровне. А лично для меня доступность, качество и бесплатность медицинских услуг являются самыми главными и важными. И пока я нахожусь в должности председателя комиссии по здравоохранению, обещаю, что брошу все силы и приму все возможные меры для того, чтобы росла и развивалась именно бесплатная медицина.