Накануне 27 марта, Всемирного дня театра, в Челябинском оперном звучала музыка Валерия Гаврилина. На сцене шел знаменитый балет Владимира Васильева «Анюта». За дирижерским пультом стоял молодой одаренный дебютант Александр Матушкин. Главные партии исполняли любимцы публики – Татьяна Предеина (Анюта) и Александр Цвариани (Модест Алексеевич, муж Анны, пожилой чиновник).
Но аншлаг в театре объяснялся не только особой памятью театралов к создателям спектакля, не раз приезжавших в наш город, их особому вниманию к южно–уральской «Анюте». Но искренним почтением зрителя к заслугам нашей балерины, педагога–репетитора Ирины Сараметовой, 75–летию которой был посвящен этот чеховский спектакль.
Мне кажется естественным историческим совпадением таких фактов, как появление в новом оперном театре в Челябинске выпускницы Пермского хореографического училища Ирины Сараметовой и учреждение в 1961 году на IX Конгрессе Международного института театра при ЮНЕСКО ежегодного праздника мастеров сценического искусства и зрителей – Всемирного дня театра.
Для нашего края музыкально–театральная жизнь второй половины XX – начала XI веков связана с именем Ирины. Ее незабываемыми образами в балетах: Мария в «Бахчисарйском фонтане» Бориса Асафьева, Золушка в одноименном балете Сергея Прокофьева, Джульетта в «Ромео и Джульетта» Прокофьева, Барышня в «Барышне и хулиган» Дмитрия Шостаковича, Нина в «Маскараде» Льва Лапутина.
Ее ученицами – Э. Тимербаевой, А. Азизовой, И. Ушаковой, Т. Предеиной. Ее студентами в Академии культуры и искусств. Ее учебно–методическим пособием «Уроки классического танца на начальных этапах обучения»(1–3КЛАСС).
Добрые слова в адрес заслуженной артистки России Ирины Джемильевны Сараметовой сказали ее коллеги: Александр Костин и Тамара Хазанова– Нарская. Как и положено, в этот вечер, не скупились на комплименты, поздравления, щедрые рукоплескания поклонники таланта балерины и многочисленные зрители.