Один из таких людей - писатель, педагог Андрей Середа. Многие горожане видели его, продававшего собственные книги у ЧГПУ. Сейчас, к сожалению, недуг не отпускает его за пределы квартиры, но Середа не сдаётся - выпустил новую книгу, активно общается даже с Копенгагеном и строит новые планы.
Из сборника «Беседка» | |
---|---|
...Успеть бы только Главное сказать И распахнуть зашторенное небо. Чтоб лишь любовью жизни вышивать И дорожить молитвою и хлебом. |
Кто, если не я?
- У вас недавно вышла уже четвёртая книга. Как вам это удаётся? Издание книг ведь дело не из дешёвых.
- Это сборник стихов, рассказов и одной повести под общим названием «Беседка». В этот раз прозы у меня больше, чем поэзии. Повесть же написал про первую любовь, действие происходит в летнем лагере. Тут мне помогли как свои наблюдения, так и реальные рассказы ребят. У меня вообще очень часто в основе какие-то истории, люди из жизни. Например, рассказ «Косуля» - об одной девочке. Сейчас-то она уже школу окончила. Болезненный для меня рассказ: девочка с очень проблемным характером, не знаю, что с ней будет дальше.
А книгу выпустить мне помогла одна женщина-предприниматель. К сожалению, я даже фамилию её не знаю, только имя - Дарья. От общих знакомых она узнала, что я хочу издать книгу, и взяла все расходы на себя - по оформлению, тиражу. Вот таких людей я считаю образцом настоящих предпринимателей-благотворителей.
- А что для вас такое - творчество? Способ связаться с миром, заявить о себе?
- Я не считаю это творчеством, это слишком высокое слово для того, чем я занимаюсь. Скорее, работаю по принципу: «А не написать ли нам, братец, что-нибудь?»
Из сборника «Беседка» | |
---|---|
...И нас накажут декабрем, Сыпучим белым покрывалом, И мы, наверное, умрем За то, что в нас людского мало. |
С недавних пор решил писать об инвалидах, хотя прежде этой темы сторонился. Потому что кто-нибудь тогда непременно сказал бы: он, мол, сам такой - о чём ещё ему писать! И я поначалу не хотел показывать собственные ограниченные способности, но после подумал: а кто, если не я? Сам-то знаю обо всех бедах инвалидов не понаслышке. Так, например, появился рассказ «Танцующая». Я как-то продавал свои книги у университета, и мимо прошла девушка. У неё, вероятно, ДЦП, так что походка получалась какая-то танцующая, будто на цыпочках. Вот и придумал целую историю этой девушки.
- А свою жизнь никогда не хотели описать? Всё-таки у вас было достаточно много испытаний.
- В чём-то элементы своей биографии использовал в одном рассказе. И вот делюсь замыслом с одним знакомым, говорю, что хочу назвать рассказ эпохально - «Любовь». Знакомый спрашивает: «А чем там всё кончилось?» - «Главный герой отравился», - отвечаю. «У-у!» - протянул разочарованно знакомый. Ну я и решил, что никакого суицида там не будет. Главный герой, невзирая на свою инвалидность, стал бизнесменом, разбогател, хотя в реальности, конечно, наш брат живёт нежирно. Но девочка, которую он любил в детстве, так к нему и не пришла…
Что показала «да-нетка»
- Когда-то вы возглавляли дворовый театр «Балаганчик» (явление для нашего города необычное). Что он представлял собой?
- «Балаганчик» - история очень долгая, но, к сожалению, уже довольно давняя. Театр назывался дворовым, потому что начался в нашем дворе в общении с ребятами. Я вообще люблю с детьми разговаривать, с ними легче. Из этих знакомств и родились многие рассказы. Правда, бывает, при этом ловлю косые взгляды взрослых. Иногда приходится преодолевать недоверие (не детей, а родителей!) и доказывать, что «маленький дядя на коляске» для их ребёнка абсолютно безопасен. Я ведь педагог по образованию. И считаю, что любого человека можно подготовить к сцене и научить основам актёрского ремесла. И чем младше ребёнок, тем легче ему творить. У старших уже комплексы появляются.
- Пьесы ставили классические или свои?
- У нас было правило: играем только своё или по-своему. Писал на конкретных исполнителей, я ведь к ним сначала присматриваюсь: кто на что способен. А уже потом каждый получает роль, написанную специально «под него». Так писал все свои вещи для театра. У меня много детских произведений. Ставили мы тогда с Андреем Железняком, моим другом, тоже «колясочником», пьесу «Волшебники» (это такая сказка новогодняя). Вторая вещь, «Секрет Ниф-Нифа», появилась намного позже, для ребят из школы-интерната № 13.
Смотрите также: | |
---|---|
Кого примут в песочнице? Дети-инвалиды нуждаются не только в лекарствах |
Пока дожидается своей постановки ещё одна пьеса, «Приключения Тимоши», где, кстати, затрагивается очень важная тема - как телевизор ворует души наших детей. Иногда страшно делается, когда видишь, какая лавина безвкусных мультсериалов, всяческих боевиков и «ужастиков» обрушивается на них сегодня. Если старшие не позаботятся, дети могут и не узнать наши добрые старые мультики, хорошие сказки. Иногда вообще даже перестают читать. Есть одна игра на тренировку памяти и логического мышления, «да-нетка» называется. Мы во дворе часто в неё играли. Например, спрашиваю: «Кто такая Акка Кнебекайзе?» (это из сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф). С огромным трудом вспоминают. Конечно, это же не человек-паук какой-нибудь!
Другого выхода нет
- Интернет, вероятно, значительно облегчает жизнь, если обстоятельства привязывают к квартире? Легко ориентируетесь в Сети?
- Да, у меня тут у кровати целый пульт - я по компьютеру и радио слушаю, и фильмы смотрю, есть веб-камера. По Скайпу разговариваю с друзьями, даже со своей знакомой, которая вышла замуж за датчанина и теперь живёт в Копенгагене. Очень удобно и дёшево. Иногда жалею, что мои познания в английском ограниченны - как говорится, шарю, но не парю. А так можно было бы со всем миром разговаривать!
Надо возвращаться к активной жизни - другого выхода-то нет. Вот здоровье поправлю (это всё временно, надо просто пережить)...
Из сборника «Беседка» | |
---|---|
...И пускай мне твердят, что нетверд мой язык, Но я истину твердо однажды постиг: Мир свихнется, наверно, от боли и горя, Коль случится ему протрезветь хоть на миг. |
- Что бы вы могли сказать тем людям, у которых, что называется, опустились руки?
- Оптимизм - понятие условное. Чтобы объяснить его суть, я всегда привожу пример со стаканом. Если пессимист говорит: «Он уже наполовину пуст», то оптимист ему возражает: «Нет, он ещё наполовину полон!» О многих бедах, которые могут показаться непреодолимыми, человек даже и не вспомнит уже через каких-то несколько дней. Зачем же копить в себе негатив? Единственное несчастье, которое нельзя поправить, - это смерть.
Когда мы ставили пьесу в интернате № 13, я заприметил девочку Настю. Предложил ей роль белки Рыженьки. У Насти была какая-то болезнь мозга и потому плохая память, а роль ей досталась большая. Но она так старалась! Наверное, как никто ждала она наших занятий и на них чувствовала себя нужной, полезной. Не получала бесконечные упреки за оставленную где-то тряпку или невыключенный свет. Раскрылась как-то. Отыграла все девять спектаклей. Так что главное - не опускать руки, верить в себя.
Больше стихов и проза - ЗДЕСЬ.