Это сегодня мы ждем гастрольным транзитом «Скорпов», а ведь еще в 80-е они были были в списках западных и советских групп, запрещенных к исполнению на дискотеках, по радио и телевидению, как «наносящие вред идейно-нравственному и эстетическому воспитанию молодежи». Среди наших - «Браво», «Кино», Высоцкий. Местом, где все эти концерты все ж таки давали в Челябинске стал клуб авторской песни «Макушка» и сам актовый зал ЧПИ (ЮУрГУ). Все началось со слуха: говорят, в ЧПИ приезжал Высоцкий! А был ли Высоцкий и кто еще из идеологически отвергнутых мог петь на сцене политехнического? АиФ попыталась провести свое мини- расследование.
Ковчег магнитофонной культуры!
На гастроли с московским театром Владимир Высоцкий приезжал в 1962 году – нашли мы воспоминания на одном из форумов. Правда, доподлинно не известно, в Оперу, Драму или ТЮЗ – форумчане не сходятся во мнении. А вот второй его приезд оспаривают однозначно. Хотя в своей книге хоккеист Старшинов и пишет, что «Спартак» летел из Челябинска с Высоцким в 1972 – 73 годах. Такие слухи ходили много лет, но ни одного серьезного подтверждения тому пока нет. Да и в мировой паутине слухам дают категоричный отпор: «Ни в одной программке ВВ не напечатан, а концертов он не давал однозначно!!!» Но вот на одном из ресурсов, посвященных авторской песне, мы встречаем текст: «В 1974 году предполагался концерт ВВ, (вернее, два: в 12 и 16 часов) в зале нашего Политехнического. Все готовились, ждали, но...
«Кина» не будет!
- Владимир Высоцкий на сцене ЧПИ не выступал – это я могу сказать точно! – говорит директор центра творчества ЮУрГУ Ольга Градская, которая в конце семидесятых пришла трудиться в студенческий клуб профкома студентов ЧПИ. – Возможно, кто-то и пытался пригласить, но факта самого выступления не было. Был Розенбаум, группа Кино…- перечисляет Ольга Владимировна.
И даже Иосиф Кобзон и Робертино Лоретти . А во время выступления Александра Розенбаума зрители даже «вынесли» дубовые двери. Такой популярностью пользовались звезды советского шоубизнеса и концертная площадка политеха. С особым трепетом Ольга Градская вспоминает приезд Виктора Цоя в ЧПИ. В марте 1987 (или 1988) года группа «Кино» смогла выступить перед студентами только благодаря ректору Вяткину. Но концерт чуть не сорвался.
Есть интересная версия. Одни говорят, артисты укатили в Миасс на -левый- концерт и не представили в отдел культуры разрешительную грамоту из Ленинградского рок-клуба. Партаппаратчики объявили переполненному залу: «Концерт отменяется!»
А Ольга Градская перекрикивала самих чиновников: «Нет, концерт будет!», чтобы поклонники просто не разобрали зал по кирпичику.
- С самого утра я пыталась вешать афишу , а местные активисты – комсомольцы брали меня под локоток и отводили от доски объявлений. «Не надо бы, Ольга, ни к чему тебе это, сними уже...»
И партбилет на стол – такие намеки директору клуба делали не единожды. Практически сутки Ольга Владимировна доказывала, что никакой крамолы в текстах песен группы «Кино» нет.
Кульминацией институтского представления стал приезд милицейских генералов в огромных каракулевых папахах. До концерта 10 минут, а Ольгу под конвоем повели в один кабинет. А Виктора Цоя - в другой. Как вспоминает Градская, им предъявили совершенно несущественное обвинение: мол, на багажнике машины группы стояла бутылка пива. И это в период «сухого закона»!
В самый критический момент Ольга Владимировна рванула прямо в ректорскую приемную – Герман Вяткин под свою ответственность концерт разрешил. Зрители благополучно отстояли весь концерт в проходе – мест не было, аншлаг сопутствовал всем мероприятиям клуба ЧПИ.
И цензуре вопреки
Пожалуй, только, в 85 году советский рок стал выбираться из музыкального подполья, даже тексты «литовали» до 87-го. Причем, «литовать» приходилось и в местных обкомах. Тогда тщательной цензуре подвергались не только заезжие звездные тексты, но и строчки студентов политеха. «Сколько слез и позора перед заезжими бардами, - говорит Градская, - они уже прибыли, вот - вот занавес, а наш партком: «Нет. Нам нужен свой лит - не ленинградский!»
Можно представить, насколько сложно было ребятам легендарной «Макушки» и их наставникам приглашать запрещенных звезд – Кукина, Визбора, Женю Клячкина. Клуб ЧПИ договаривался втихаря! Даже концерты Кукина и Визбора были без огласки - небольшое объявление.
- Они шли напролом, как танки, - вспоминает Ольга Градская. – У наших ребят на «Макушке» был пик духовности, технари искали новый смысл жизни через строфы авторской песни.
Ольга Владимировна с нежностью произносит каждое имя: Николай Якимов, Александр Деревягин, Юрий Бендитович, Александр Мордасов, Андрей Крамаренко. Они были так изобретательны, что умудрялись находить домашние номера Городницкого, Визбора, Суханова и получали «да» в ответ. Сами договаривались, сами собирали деньги, чтобы оплатить дорогу артисту.
После каждого такого концерта Градской, что уже была директором клуба, грозили увольнением.