Примерное время чтения: 4 минуты
1204

Челябинск - главный. Железная дорога решила нашу судьбу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. «АиФ-Челябинск» 20/02/2013
Фото из архива Никоя АНТИПИНА

Челябинск, 20 февраля - АиФ-Челябинск.

1 октября 1912 года открылось регулярное движение по железной дороге Троицк - Полетаево. Это означало, что хлебная торговля могла уйти из Челябинска.

Паровоз на смену лошади 

В 1909 году в Санкт-Петербурге по повелению императора Николая II было организовано акционерное общество Троицкой железной дороги. Общество должно было решить главную задачу - связать хлебородные районы Троицка и Кустаная с железнодорожной сетью страны. До этого долгое время зерно и другая сельскохозяйственная продукция доставлялись на крупные станции гужевым транспортом. Теперь на смену лошади должен был прийти паровоз и вытянуть регион на новые рельсы промышленного развития. 

Местные власти и предприниматели приветствовали это решение правительства. Строительство железной дороги сулило им ещё больше доходов. Гласный Челябинской городской думы Борис Левин писал в 1909 году министру финансов: «В проекте промышленников и торговцев города Троицка Оренбургской губернии возникла мысль соединить город Троицк с железной дорогой. Желание это нельзя не приветствовать, ибо осуществление этой идеи повлечёт за собой полное перерождение большого промышленного региона, который будет обслуживаться проектируемой ветвью». 

В обход Челябинска 

Однако не всё оказалось так просто. Неожиданно встал вопрос о конечной станции Троицкой железной дороги. Первоначально ею должен был стать Челябинск. Это логично и обоснованно. Челябинск был крупным транспортным центром. Через город проходил Транссиб. Здесь пересекались Самаро-Златоустовская, Сибирская и Пермская железные дороги. Таким образом, в Челябинске соединялись пути трёх сторон света - запада, севера и востока. Не хватало юга! 

В 1911 году Николай II утвердил станцию Полетаево новым конечным пунктом Троицкой дороги. Официально это объяснили неудобством челябинской станции. Решение императора шокировало местные власти и предпринимателей. 4 октября 1910 года гласные городской думы собрались, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Они решили «подкупить» управление Троицкой железной дороги и пообещали бесплатно выделить обширный участок городской земли на нужды дороги, если она дойдёт до Челябинска. 

Все попытки местных властей изменить ход событий, направить долгожданную дорогу из Троицка в Челябинск не увенчались успехом. В 1912 году эта ветка пришла в Полетаево. По плану акционерного общества далее Троицкая железная дорога должна была дойти до станции Есаульской, что на Пермской дороге. Таким образом, дорога обходила Челябинск и он рисковал оказаться вдали от транспортных потоков, а следовательно, и торговых путей. 

Высочайшее прошение 

28 сентября 1912 года, за два дня до открытия регулярного движения по Троицкой дороге, Челябинская городская дума решила обратиться к императору. Инициатором обращения и автором прошения на высочайшее имя явился гласный думы и челябинский юрист Пётр Туркин. 

30 октября это прошение было отправлено Николаю II. В нём Туркин расписал императору всё, что получил «захолустный» Челябинск после строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. Говорил о росте торгового оборота, развитии города, появлении новых учебных заведений и биржи. Убеждал, что соединение Челябинска и Троицка необходимо, «как звено в цепи». И восклицал: «Мыслимо ли, чтобы конечный пункт Троицкой железной дороги назначен был в 18 верстах от Челябинска, на маленькой проходной станции Полетаево Самаро-Златоустовской железной дороги!» 

Заключалось всеподданнейшее прошение словами: «Троицкая железная дорога решает до некоторой степени судьбу города Челябинска в дальнейшем его развитии, ибо плодотворная будущность этой дороге предстоит большая, так как, несомненно, она поведётся на города Оренбург, Кустанай, Тургайской области и далее. Что будет с Челябинском, если при таких печально сложившихся обстоятельствах распадётся и даже совсем прекратится единственная поддержка его - хлебная промышленность». 

В январе 1913 года в город пришёл ответ из столицы. Министр путей сообщения писал, что прошение Челябинской думы отклонено, но было предложено провести второй путь от Челябинска до Полетаево. Однако вскоре началась Первая мировая война. Ветка до станции Есаульской так и не была построена. И только в 1933 году, уже при новой власти, проложили железную дорогу от Челябинска до Еманжелинска, связав будущий областной центр с Троицком. И сегодня троичане попадают в Челябинск не через Полетаево, а напрямую. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах