Реставрационная «консерва» теперь в объятиях туманных перспектив и тёмных слухов.
Интернет пестрит нелицеприятными высказываниями по поводу единственного усадебного комплекса Челябинской области: истрачено десятки миллионов, реставрация длится уже одиннадцать лет, но пока восстановлены лишь два камина и часть кладки. А тут ещё новость: по осени из демидовского дворца чугунный камин пропал. Что такое? Правда ли? Мы отправились в Кыштым.
Не события восстанавливаем
Алексея Бетехтина печали «Белого дома» волнуют с того самого дня, как министерское кресло занял. Бетехтин пытается решить судьбу национального достояния на законодательном уровне, предлагая внести поправки в Бюджетный кодекс и 131-й федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в части разграничения полномочий федеральных органов власти и субъектов Федерации. Именно эти законы лишили демидовскую усадьбу последней надежды на возрождение. Всё просто: «Белый дом» - памятник архитектуры федерального значения, а в собственности находится у муниципалитета. Как говорится, кто девушку ужинает, тот её и танцует.
- С подобной проблемой столкнулись все регионы, - говорит Алексей Бетехтин. - На далеко не богатых городах «повисли» десятки объектов федерального значения. Бороться приходится не столько за памятник, сколько с несовершенным законодательством.
Вот что писали журналисты об этой проблеме два года назад: «Реставраторы часто меняются, к ним масса претензий. К примеру, окна совершенно не соответствуют эпохе. Кирпич и прочие материалы тоже современные, а не «демидовские». Кладку из дикого камня восстанавливать и не планируют, а перекрытия из лиственницы заменены… на железобетонные».
Со слов Алексея Валерьевича, за десятилетие в усадьбе проведён целый комплекс реставрационных работ: подробно обследовано всё здание, заменены несущие конструкции этажей, полностью восстановлена кровля, сделана черновая отделка, лестничные проходы, колонны фасада. Что касается исторической кладки, министр Бетехтин утверждает: всё, что было выложено из камня, восстанавливали камнем, кирпич заменили кирпичом. Отдельно министр похвастался интересным инженерным решением: балки на кровле оставлены исторические, демидовские, из лиственницы. И добавил:
- Мы реставрируем памятник архитектуры, а не восстанавливаем события.
Ну не мешать же глину и известь в кадке босыми ногами! А кирпич - совершенно родной материал для усадьбы, ведь уже в XIX веке при купце Расторгуеве здание достраивалось, и отнюдь не из природного камня.
Это вам не Большой театр
Экс-директор кыштымского музея Любовь Кузнецова стояла у истоков реставрационных работ, которые начались в 2000 году.
- Почему реставрация такая многолетняя и многострадальная? - задаётся вопросом Любовь Михайловна. - Я сама ходила в своё время к Вячеславу Щекочихину (бывший глава Кыштыма. - Ред.) и мотала ему нервы за то, что он тратит такие огромные деньги на проектную документацию, вместо того чтобы стены перекладывать. И только потом поняла: вскрыли один исторический слой, подоконники, а они каменные - вноси корректировку в проектную документацию.
И добавляет с обидой:
- На Большой театр государство нашло миллиарды - на демидовский дворец нет и ста миллионов.
На Любовь Михайловну реставрационные миллионы также «вешали». Приходит в администрацию Кыштыма распоряжение П. Сумина о выделении на «Белый дом» крупной суммы денег, а буквально через пару дней в прессе сообщение: прокуратура интересуется, куда делись деньги на реставрацию. А она и не в курсе! В этот летний день Кузнецова решила в частный дом к друзьям отвезти свою зимнюю одежду - на просушку. В тот момент, когда она грузила шубы в автоприцеп, услышала шёпот приподъездных старух: «О, Любка конфискации испугалась!» А через час уже посыпались звонки сочувствующих: «Зачем же вы, Любовь Михайловна, реставрационные деньги на ремонт помещений бросили?»
- В краже обвинили, а деньги-то из области ещё и в город не поступили! - сетует Любовь Кузнецова.
Кстати, именно Любовь Михайловна, проводя на добровольных началах экскурсию для областных телевизионщиков, обнаружила исчезновение демидовского камина, а точнее его чугунного обрамления. По делу, заведённому правоохранительными органами, она проходит свидетелем: камин пропал 11 сентября 2011 года, уволилась Любовь Кузнецова с поста директора в 2010-м. Со слов экс-директора, ещё в апреле прошлого года всё было на месте - в музейном складе. По версии одного из четырёх сторожей усадьбы, каминное обрамление пропало «благодаря» ротозею - коллеге, что ушёл и двери не закрыл. Следов взлома на входах и выходах хранилища нет.
В какой балке миллионы?
«Вбухано десятки миллионов»... А точнее 49 984 202 руб-ля. Последний транш федеральных и областных средств на реставрацию прошёл в 2006 году.
Как говорят охотники, по свежему снегу вчерашних следов не ищут. Особенно после контрольно-счётной палаты. Говорят, в момент ухода с поста главы Кыштыма Вячеслава Щекочихина контрольные органы пересчитали всё до копейки.
Но вот что интересно. Начиная с 2000 года проектирование обходилось в суммы от 100 до 800 тысяч, а в 2006-м на проектные и предпроектные мероприятия потрачено 7 млн рублей.
Где бренд, а где инвестор
Нужно отдать должное: глава города Людмила Шеболаева обивает пороги Министерства культуры РФ, строчит мольбы в Демидовский фонд, предлагает металлургическим гигантам создать в усадьбе музей, вглядывается в каждого проходящего как в инвестора. В интересах города готова даже на гостинично-ресторанный комплекс.
Сами кыштымцы в добровольном порядке выходят на субботник в демидовский двор, создают общественную организацию «Феникс» и открывают счёт. Сегодня на нём чуть больше 20 тыс. рублей, а для завершения работ, по самым скромным подсчётам, нужно ещё 129 миллионов.
Знают кыштымцы, что сидят на золотой жиле, но будущее их процветание крепко застряло в сетях несовершенного законодательства и дефицита городского бюджета. Сегодня наши законотворцы обсуждают модель закона о государственно-частном партнёрстве. Вроде бы всё просто: по соглашению инвестор реконструирует объект, право собственности на который принадлежит Кыштыму, и осуществляет деятельность с использованием этого объекта. За рубежом сфера культуры давно считается одной из самых прибыльных. Но у нас такого инвестора, который готов раскошелиться на реставрацию, днём с огнём не сыскать.
Ещё полтора года назад города и районы чуть не из пальца высасывали бренды. А тут всё по наследству досталось - легенда под каждым камнем. И Золотого кольца не надо: храм Сошествия Святого Духа, построенный в 1760-1764 годах, Христорождественский храм - самый крупный значимый храм Кыштыма XIX века, женская гимназия 1907 года, ну и конечно же, демидовский дворец.
В Кыштыме поговаривают: за кражу исторически ценного обрамления демидовского камина срок в УК - как за убийство. А сколько нам дадут потомки за «убийство» архитектурного памятника?