Старейшая переправа города ведет свою историю с основания Челябинска. Мы попытались проследить основные вехи его "биографии".
В 30-х годах XVIII века путь от Челябинской крепости к основному центру русского присутствия на Урале - Екатеринбургу пролегал примерно там, где и сейчас. В том же направлении следовали по одному из ответвлений Старо-Казанской дороги путники, направлявшиеся в Уфу, ведь о нынешней федеральной трассе М-5 еще не было ни слуху ни духу. Без переправы через реку было не обойтись. Так в 1736 г. появился мост, дальний "наследник" которого ныне именуется Кировским.
Изображений его до наших времен не сохранилось, но, судя по всему, конструкция моста не слишком-то менялась пару сотен лет. На дно реки ставились так называемые "свинки" - срубы из бревен, внутренность которых для устойчивости заполнялась камнями. На них клали брусья, набивали дощатый настил, и, как говорится, в добрый путь! Только отправляться в путь нужно было поосторожнее, ведь ограждений строители не предусмотрели. Впрочем, нынешних транспортных "пробок" в те времена даже представить не могли, так что как-то обходились.
Сделай сам
В 1760 г. в Российской империи было принято Городовое уложение, согласно которому ремонт и строительство мостов ложились на плечи населения и должны были "исполняться натурой". Горожане дружно собирались, приносили с собой собственные материалы и инструменты, и - за работу! Ничего из ряда вон выходящего в таком порядке не было. Еще лет за 20 до мудрого решения монаршей власти в Челябинске помимо гарнизонных солдат и работников завелось порядком купцов и мещан, на левом же берегу (на котором цирк и кинотеатр "Родина") расположилась казачья слобода. Так и строили, и чинили: с левого берега - купцы и мещане, с правого - казаки.
А к началу века XIX вдруг оказалось, что последних в черте города уже и не осталось. Разъехались казаки по деревням и хуторам. Тогда город перешел на привычный нам метод. С жителей собирали деньги на очередной ремонт и поручали это ответственное дело тем, кто готов был за него взяться.
Архивы сохранили для нас первый в истории Челябинска договор подряда: "1803 г. февраля 23 дня мы нижеподписавшийся челябинский мещанин Иван Иванов сын Изуграфов отставной казак Федор Кирилов сын Полинов учинили сей договор в Челябинской грацкой думе о том что построить нам на реке Миясе для городского мосту две свинки березовые ...Мост на оных свинках зделать нам же из новых пластин со употреблением ко оным старых буде годны окажутся, перила зделать по обыкновенному обрасцу крестовые и всю ту постройку зделать нам с прочностйю хорошим мастерством" (стиль и орфография сохранены).
Что характерно, всю реконструкцию мещанин с казаком обещали провернуть за месяц: "Работу ж нам начать сего года марта со втораго числа, и кончить непременно в марте..." Нынешней администрации и строителям такие темпы и не снились. Начав в феврале, обещают закончить к январю. Мост, правда, другой...
В 1879 г. власти созрели, чтобы в очередной раз всерьез взяться за мост. Даже выписали из Ирбита опытного архитектора Чигиринцева, и через год тот представил на выбор комиссии городской думы сразу три проекта. После чего долго убеждал отцов города, что его мост свайно-опорной конструкции (передовой по тем временам) имеет право на существование. Для провинциального Челябинска это было чересчур смело, и гласные долго мялись, прежде чем согласиться.
Начало строительства было очень похоже на нынешнюю ситуацию: через Миасс навели временный пешеходный мост, практически где и нынешний. Между делом сломали забор больницы, располагавшейся примерно там, где сейчас стоит памятник Прокофьеву, и заведующий немедленно забросал городские власти жалобами как на самоуправство, так и на грохот строительства, мешающий больным. На что ему хладнокровно ответили в том смысле, что это больница стоит не там, где надо, а без моста городу никак. Дескать, придется потерпеть...
Выручало дерево
Пока тянулась переписка, неожиданно умер архитектор Чигиринцев. Работы встали, а потом отцы города перевели дух и... поручили завершить дело троицкому купцу Набатову. Своему, посконному. Вот только брать с него пример нынешним "реконструкторам" категорически не рекомендуется: вместо декабря Набатов закончил работы в апреле, да еще сверх сметы вылез процентов на 20. Зато мост выстроил, как деды завещали - на привычных и милых сердцу бревенчатых "свинках". Без вольтерьянства!
К началу ХХ века переправа еще немного расширилась, обретя по обеим сторонам двухметровой ширины "панели"-тротуары, и примерно в таком виде пребывала до 1924 года. Новая власть взялась за мост с большевистской решительностью. То бишь снесла до основанья, а затем построила из бетона, металла, асфальта и прочих новинок цивилизации. Следующая глобальная реконструкция постигла мост в 1969 г., придав ему вид, привычный уже не одному поколению южноуральцев. Через реку, звеня, поползли трамваи...
Вплоть до февраля этого года Кировский мост честно выносил на горбу железный поток автомобилей. Дал трещину, но по-советски стойко продолжал держаться, дожидаясь, пока в городской казне заведется копейка. Видимо, и еще постоял бы, не "упади" на Челябинск дорожный миллиард из федерального бюджета.
И вот вместо заслуженного ветерана должен прийти долгожданный "сменщик" - аккурат к январю 2008 г. Просьба не опаздывать!
Языком цифр
Как расширялся мост
- 1815 г. - 7 м
- 1897 г. - 14 м
- 1969-2007 гг. - 28 м
- 2008 г. - 42 м
Сколько стоит мост построить?
- 1803 г. - 130 рублей
- 1881 г. - 8600 рублей
- 2007 г. - 250 млн рублей
Редакция выражает благодарность старшему научному сотруднику УрО РАН Гаязу Самигулову за помощь в подготовке материала.