Примерное время чтения: 6 минут
174

Мария Лукина: «Времена не выбирают»

«Времена не выбирают» — сказал поэт. Не выбирал и Сергей Никитин, прилетев на пару мартовских дней в Челябинск. Театр-студия под руководством Олега Табакова, где работает сейчас Никитин, в очередной раз на гастролях, что и позволило встрече состояться.

«Точно он!» — радостно кричит мне в ухо, опознав живого Никитина, знакомый. Действительно, на сцену выходит реликтовый бард (не очень-то люблю это слово, но более подходящего пока не придумано) с неизменной черной семистрункой; большой, уютный и… непростительно седой Сергей Никитин.

О, собеседник подневольный мой,

Я, как и ты, сегодня подневолен,

Ты невпопад кивай мне головой,

И я растроган буду и доволен,

— слетают в зал строчки Геннадия Шпаликова, сценариста, драматурга, поэта. Словно он сам, «обожающий бродить по улицам, петь под гитару», зашел сюда в этот вечер послушать музыканта, стоит в глубине ложи и грустно смотрит в зал. Ушедший неожиданно и рано, в 1974 году, когда ему только исполнилось тридцать семь:

Вольным — вольная воля,

Ни о чем не грущу,

Вздохом в чистое поле

Я себя отпущу.

Сергей Никитин, поющий стихи Геннадия Шпаликова, моложе его на семь лет. А теперь вот уже и старше на десять. Не пересеклись тогда их московские пути. Как знать, может, изменила бы что-то та встреча:

Людей теряют только раз

И след, теряя, не находят,

А человек гостит у вас,

Прощается и в ночь уходит.

А если он уходит днем,

Он все равно от вас уходит.

Давай сейчас его вернем,

Пока он площадь переходит…

Сегодня Сергей Никитин поет девять стихотворений Шпаликова. На выходе пластинка «Мелодии» с их записью. Три песни прозвучали в концерте.

Там за рекою лошади бредут.

Они на том, а я на этом берегу,

— мучительно тянет певец. Словно натягивает все жилы в последнем усилии измученный конь. Редкий момент совпадения, слияния дыхания слушающих. Момент, когда статичен исполнитель, неподвижен как ось, вокруг которой начинает вращаться зал, маленькая вселенная. Всё окружающее несется с диким свистом, и только он, музыкант, спокойно плывет на мощной волне мелодии. А потом «гаснет медленно осенний день», — звучат последние строчки, и долго еще молчит слушатель, погруженный в таинство происходящего.

«Пытаюсь петь стихи так, как если бы написал их сам», — признался однажды композитор. Совместимость музыки с поэзией Геннадия Шпаликова — это, наверное, одна из самых больших песенных удач Никитина. Избегнув искажений, музыкант сумел передать пронзительность строк, незащищенность, доверчивость души поэта:

Я к вам травою прорасту,

Попробую к вам дотянуться,

Как почка тянется к листу

Вся в ожидании проснуться,

Однажды утром зацвести,

Пока ее никто не видит…

А уж на ней роса блестит

И сохнет, если солнце выйдет.

Оно восходит каждый раз

И согревает нашу землю,

И достигает ваших глаз,

А я ему уже не внемлю.

Не приоткроет мне оно

Опущенные тяжко веки,

И обо мне грустить смешно

Как о реальном человеке.

А я – осенняя трава,

Летящие по ветру листья,

Но мысль об этом не нова,

Принадлежит к разряду истин.

…Желанье вечное гнетет —

Травой хотя бы сохраниться.

Она весною прорастет

И к жизни присоединится.

P. S. Возможно, кому-то покажется, что я рассказала о популярном авторе до обидного мало. Да я и не задавалась подобной целью. Дав один срез творчества Сергея Никитина, я вспомнила о поэте, который сильнее прочих (кроме, может быть, Ильи Эренбурга — «Да разве могут дети юга…») прозвучал в тот вечер. Концерт Никитина — поэта, не слагающего строки, но талантливо поющего их, стал для меня толчком к очередному возвращению в поэтический мир Геннадия Шпаликова.

Опубликованных стихов ушедшего поэта совсем немного. От этого не становится меньше его талант. Найдите их и Вы, чтобы перечитать и, может быть, показать друзьям.

1991

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах