Весна для работников дорожной отрасли – время подведения итогов зимнего содержания автодорог и утверждения программ дорожных работ на летний период. Корреспондент АиФ-Челябинск побывал на круглом столе «День качества», организованном ФКУ Упрдор «Южный Урал».
Участники круглого стола, на который были приглашены руководители компаний-подрядчиков, отвечающих за состояние федеральных автодорог, обсуждали вопросы содержания автомагистралей в зимний период и предлагали пути решения существующих проблем.
Сложные участки
Не секрет, что в особой зоне внимания находятся федеральные трассы. На них приходится колоссальный автотрафик, который к тому же ежегодно растёт. Главная задача в зимний период с его погодными форс-мажорами (снегопады, гололёд, температурные перепады) – обеспечить водителям легковых и большегрузных автомобилей безопасность и удобство движения по федеральным магистралям.
Напомним, что зимний режим действовал с 20 октября 2018 года по 20 апреля 2019-го. Долгосрочные контракты на оказание услуг по содержанию федеральных автотрасс и искусственных сооружений были заключены с 1 июля 2018 года с шестью подрядными организациями. Представители этих организаций на круглом столе отчитались о своей работе по содержанию автодорог в зимнее время.
Наиболее проблемные участки автомагистралей на Южном Урале хорошо известны. Например, это часть федеральной трассы М-5 в горнозаводской зоне – район Сима, Аши, хребета Уреньга. Именно там, как правило, по причине снегопадов и плохой видимости происходят ДТП и образуются многокилометровые заторы. Правда, ситуация должна кардинально измениться: на федеральном уровне принято решение о реконструкции и строительстве дороги в этом районе.
«В этом году мы будем заключать договор на строительство дороги вокруг города Сима, – сообщил начальник управления федеральных автодорог «Южный Урал» Александр Лебедев. – Проект дороги вошёл в план модернизации федеральной сети автодорог, который утвержден в Правительстве Российской Федерации. Поэтому с 2019 года мы приступаем к строительству и реконструкции данного участка трассы М-5».
Осторожно: снегопад!
Услуги по содержанию трассы М-5 на территории Челябинской области осуществляет АО «УралАвтодор». Интенсивность движения на этом участке дороги сегодня составляет 22-24 тысячи транспортных средств в сутки.
Как сказал заместитель директора этой подрядной организации Дмитрий Чупахин, за прошедший период с октября по май режим ограничения движения на трассе М-5 вводился четыре раза. Одним из наиболее сложных стал день 18 марта. «Дорога была перекрыта, транспорт стоял в течение 11 часов, – рассказал он. – Пробка началась с Сима, из-за обильных осадков было остановлено движение, и по всей дороге образовались заторы. Была привлечена тяжёлая техника для работы на опасных затяжных подъёмах. Мы убрали фуры на площадки отдыха, и движение в 4 утра было открыто».
По словам работников дорожной отрасли, безопасность движения в зимнее время обеспечивается не только благодаря хорошему дорожному покрытию, очищенному от снега и наледи, но и благодаря качественной разметке и дорожным знакам. Эти элементы дорожной инфраструктуры подрядные организации также обязаны поддерживать в нормативном состоянии.
Также, по мнению Александра Лебедева, важное значение имеет система информирования участников движения о возможных проблемах и форс-мажорных ситуациях на федеральных трассах. И если до водителей большегрузов диспетчеры дорожных служб доводят оперативную информацию по радиоканалам, то для оповещения водителей личных автомобилей подрядные организации должны задействовать все максимально возможные способы и информировать людей через СМИ, соцсети, администрации муниципалитетов, специальные информационные щиты на дорогах.
В круглосуточном режиме
На круглом столе своим опытом работы поделилась директор ООО «Мостдорстрой» Мария Шпрайзер. Эта подрядная организация занимается содержанием трассы А-310 Челябинск – Троицк протяжённостью 120 км. В течение зимнего сезона на этом участке дороги не было крупных заторов и ограничений движения.
«Наша компания использует технику, которая при очистке дороги от снега и наледи позволяет сохранять разметку в зимнее время. Все наши транспортные средства оснащены системами ГЛОНАСС и «Платон», а также радиостанциями для оповещения участников движения, – рассказала Мария Шпрайзер. – Район трассы, который мы обслуживаем, разбит на три производственных участка, они расположены так, чтобы «плечо» охвата обслуживания составляло не более 45 км. На каждом участке есть склады для хранения песко-соляной смеси, отапливаемые помещения для наших работников и боксы для техники. Также есть две резервные операционные машины на тот случай, если снегопады будут обильными и станут создавать угрозу ЧП».
Что касается информирования участников движения о затруднениях на дороге, то в компании действует налаженная система оповещения. «Есть своя диспетчерская служба, которая работает в круглосуточном режиме и, если необходимо, взаимодействует с администрациями муниципальных образований, службами МЧС и ГИБДД, – сообщила Мария Шпрайзер. – Наши сотрудники работают в круглосуточном режиме и каждые четыре часа осуществляют проезд участков, чтобы увидеть ситуацию на дороге».
Кроме того, представители дорожных организаций Южного Урала обсудили на круглом столе планы по строительству, содержанию и ремонту дорог в летний период. «Федеральные трассы – это флагманы нашей отрасли. Мы обязаны быть передовыми, первыми применять современные технологии, на нас будут равняться, – подчеркнул Александр Лебедев. – И конечно, мы должны сделать всё для того, чтобы водители чувствовали себя на трассе комфортно в любое время года».
Справка
Сеть федеральных автомобильных дорог, находящаяся в оперативном управлении ФКУ «Упрдор «Южный Урал», составляет 1 351,598 км – это 2,67% всей сети федеральных автодорог РФ. В Челябинской области ФКУ «Упрдор «Южный Урал» отвечает за 619,394 км автодорог, в том числе 8,088 км в Республике Башкортостан, также в управление входят 732,204 км в Курганской области.
Важно
В текущем году Упрдор «Южный Урал» отремонтирует 45,344 км автомобильных дорог федерального значения из них 22,013 км – в Челябинской области. Ремонт запланирован на трассе М-5 «Урал» на подъезде к Екатеринбургу на участке км 11+400 – км 20+000 (левый проезд, 8,660 км), будет отремонтирован участок М-5 «Урал» на подъезде к Екатеринбургу на участке км 50+000 – км 58+000 (правый проезд, 7,734 км) и участок км 1644+000 – км 1650+000 (5,619 км).
Также в 2019 году запланирован капитальный ремонт автодорог федерального значения в Курганской области. Общая сумма затрат – 2,7 млрд рублей. Капитальный ремонт ждёт дорогу Р-354 Екатеринбург – Шадринск – Курган, капремонт предусмотрен на автодороге Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск.