Примерное время чтения: 6 минут
48

Смертельные шутки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 07/04/2010

Специалисты отмечают, что практически любой громкий террористический акт мгновенно дублируется в разных частях страны телефонным террором. Именно таким образом недавние трагедии в московском метрополитене и в Дагестане откликнулись на Южном Урале. На этот раз "минировали" Магнитогорск.

Случайным образом корреспонденты "Аргументов и фактов" оказались в самой гуще событий. В минувший четверг, производя фотосъёмку достопримечательностей города металлургов, они стали свидетелями спецоперации магнитогорских силовиков в храме Воскресения Господня, о "минировании" которого было сообщено по телефону.

На место съехались все чрезвычайные службы города: правоохранительные органы, пожарные, врачи, газовики... Район храма был оцеплен, прихожан (а в это время здесь шла служба) организованно вывели из помещения.

- Паники не было, - говорит очевидец событий Елена Подольская, корреспондент газеты "АиФ-Челябинск". - Избежать её, как мне кажется, помогли чёткие действия милиционеров и помощь батюшки, который успокоил прихожан. Вообще, у людей страха не было, хотя в разговорах тут же зазвучало: "Москва, метро, Дагестан, смертники...". Нагнетало обстановку то, что одна из женщин ходила среди народа и убеждённо говорила: "Я знаю, кто это сделал - Сатана! Врага нужно поймать".

- Надо отметить, что спецслужбы действовали чётко, - говорит Александр Фирсов, фотокорреспондент газеты "АиФ-Челябинск". - Сразу видно, что такие вызовы для них не впервой. Потом в разговоре они это подтвердили, сказав, что "эти телефонные террористы уже по-настоящему всех задолбали". Не обошлось, конечно, и без наездов на нас, журналистов. Если люди в штатском без лишнего шума проверили у нас документы, и, убедившись, что мы выполняем здесь свою работу, оставили в покое, то один из прихожан бойко заявил, что все "беды в стране от вас, журналистов, вы все эти взрывы придумываете". Интересно, а погибших в терактах тоже мы придумываем? Но что же поделать, работая для людей, мы уже привыкли к тому, что сами люди нас и поливают грязью.

- Очень сильно зацепило, когда увидел, как милиционер уговаривает пожилую женщину с трёхлетним ребенком не заходить на территорию храма: "Здесь есть угроза взрыва, мы вас просим: отойдите на безопасное расстояние, подумайте хотя бы о ребёнке", - вспоминает Андрей Трушников, главный редактор "АиФ-Челябинск". - Но бабуле было не до того: "Чего вы нас гоните, нам надо туда пройти, мы через весь город ехали, что же теперь на улице стоять". Что это - наша безалаберность или наша безнадёжность? Сколько ещё взрывов нужно, чтобы мы поняли, что это реальность, это не шутки, что нам действительно объявили войну, что нас действительно убивают? Эта магнитогорская бабушка, которая тащит ребёнка туда, где его может ждать смерть, - к сожалению, типичная картина в современной России. Страшно. Хотя мне в той ситуации более всего запомнилась молитва, которую тихонько пели несколько бабушек, вышедших из храма. Они ничего не говорили, не муссировали событие, никуда не рвались - просто пели и просили Богородицу "спасти и сохранить".

В правоохранительных органах отмечают, что подчас маску "смертников" примеривают на себя с виду вполне добропорядочные граждане. Кому-то пошутить захотелось, кто-то горячительного принял больше обычного, у кого-то психические проблемы. Однако каковы бы ни были причины их поступка, они так же, как и реальные террористы, воюют против России. "Шутник", сообщивший о бомбе в православном храме Воскресения Господня, уже задержан. Им оказался 73-летний пенсионер. Заключение о его вменяемости сделают после проведения психиатрической экспертизы. В УВД по г. Магнитогорску нам сообщили, что в этом году это первый "минёр", в прошлом было зафиксировано 10 случаев. По статистике телефонные террористы чаще всего "минируют" школы.

После случившихся в России терактов мы обратились к южноуральцам, место работы которых может оказаться целью террористов, с вопросом: готовы ли они к возможным внештатным ситуациям?

Ольга Васильевна, учитель начальных классов с 27-летним стажем (г. Магнитогорск):

- В школе нам раздали памятки о том, как себя вести в случае экстренной ситуации. Хотя конкретного алгоритма, что предпринимать в случае теракта, у нас нет. Считается, что главная задача учителя - организовать и вывести детей из школы. Хотя нужно отметить, что директор нас в каком-то смысле вымуштровал: с завидной регулярностью он подкладывает чёрные пакеты в кабинеты, коридоры, гардероб и смотрит на реакцию учителей.

Татьяна Александровна, учитель биологии (г. Челябинск):

- Никакие беседы или собрания на эту тему у нас в школе не проводились. Готова ли я? Отчасти, да. Но сложно сказать, что лично я буду предпринимать в случае теракта. Человек, впавший в панику, ведёт себя непредсказуемо. Наверное, попытаюсь вывести детей из школы. По крайней мере, план эвакуации из школы мы знаем.

Светлана, сотрудник городской детской библиотеки им. Горького (г. Челябинск):

- Да, с нами провели собрание и рассказали, каков примерный алгоритм действий. Прежде всего, нужно вывести посетителей и уже потом выбираться самим. Вообще все сотрудники библиотеки знают, какие меры нужно предпринимать в том или ином случае. Повышенную бдительность мы проявляем во время проведения массовых детских мероприятий.

Ирина, кондуктор троллейбуса (г. Челябинск):

- Пока руководство с нами никаких бесед не проводило. Хотя, наверное, нужно. Как буду себя вести? Наверное, постараюсь помочь людям выйти из троллейбуса. В первую очередь детям, женщинам, пожилым. Не знаю, насколько это получится. Места-то не уступают, хамят, а при панике вообще, наверное, все с ума посходят.

Андрей, охранник южно-уральской торговой сети:

- Вообще, в нашей сети есть подробные инструкции, в которых всё прописано: и как себя вести, и как эвакуировать посетителей и сотрудников магазина, и где находятся запасные выходы. Кстати, у нас в каждом магазине даже есть специальный сотрудник, который в ежедневном режиме их проверяет. Есть на каждом объекте и "паспорта антитеррористической защищённости". Готов ли лично я столкнуться с такой ситуацией? Наверное, да.

Марина, продавец:

- Инструктажа у нас не было. Хотя он точно необходим для всех продавцов крупных торговых комплексов. Готова ли? Да разве можно к этому быть готовой? Страшно!

Олег, начальник цеха производственного предприятия:

- После всех этих случаев я всегда задумываюсь над тем, а как бы я действовал, не дай бог - теракт? В первую очередь я бы эвакуировал людей, постарался отвести их подальше от цеха, затем бы вызвал спецслужбы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно