В год 50-летия знаменитого челябинского лицея № 31 мы беседуем с его директором о математических константах, независимых княжествах и строительстве метро в школьном подвале.
Лана Литвер, «АиФ-Челябинск»: Этот учебный год - особенный, год 50-летия лицея. Как отмечаете?
Александр Попов: Да по-разному. Вот скульптор Андрей Старцев сделал нам десять оловянных солдатиков. Оловянных, потому что олово - как раз 50-й элемент в таблице Менделеева. Вручаем лучшим учителям за стойкость и преданность. Смотри, там внутри колокольчик.
- А 1 сентября на линейку пришёл глава города.
- Впервые в истории, между прочим.
- После визита главы, после присвоения вам звания «Почётный гражданин города» вы чувствуете себя защищённым?
- Я проще скажу. Я приехал с церемонии и говорю жене: «Ну вот, Соня, жизнь налаживается. Теперь меня похоронят за счёт муниципалитета» (как почётного гражданина города. - Ред.).
- А ещё, говорят, вы метро строите. Это правда?
- Правда. Я считаю, что только бесполезное красиво. Польза - это как… гусеница противная. Я подумал: если у города 40 лет не получалось построить метро, а я в школьном подвале сделаю станцию «Скорая педагогическая помощь» - это будет красиво.
- Вы серьёзно?
- Конечно. Уже согласовали проект, идут работы по расчистке подвала. Мы построим станцию в стиле 1930-40-х годов. Там будут звуки метрополитена, запах шпал, особенный свет… Планируем к 1 сентября 2016 года всё закончить.
О константах
- Что вас радует сейчас?
- Меня огорчает.
- Что огорчает?
- Меня огорчает, как небрежно люди относятся к константам. Я объясню сейчас. Вот математикам не придёт в голову трогать экспоненту е и менять в ней порядок цифр: 2,7182 и так далее. Это постоянная от Бога, она неприкосновенна. Есть и нравственные константы, и их надо почитать так же, как математические. Но люди, математически не образованные, этого не понимают.
Например, у нас в педагогике. Помните, каждый год 1 июня выпускники по всей стране писали сочинение. Сирень цвела, яблони, это был такой праздник! На эту константу покусились, и теперь пишут сочинение в декабре. Ну какой же праздник в декабре? Или обсуждают, что учебный год надо начинать не 1, а 15 сентября. Ну так сложилось десятилетиями, это константа. Зачем трогать? В педагогике главное слово - консерватизм. Я в этом убедился за много лет. А у нас каждый год переписывают учебники.
- А как быть с историей?
- Ох, с историей… Более несчастного предмета нет. Всё время мелкие люди лезут и переделывают прошлое. Есть константы: Костомаров, Соловьёв, Ключевский, Карамзин. Учите историю по ним!
- А как выкручиваются ваши учителя?
- Мои учителя истории делают поступки. Вот есть у нас учитель истории Светлана Николаевна Спицына. Она организовала сбор гуманитарной помощи лицею № 24 города Луганска. Собрали по списку конкретные лекарства, витамины детям… Как они нас благодарили! На День учителя мы отправили методические пособия, гематоген, ещё что-то. Вот о чём она на уроках рассказывает. Это история и есть.
- А как она поясняет, кто устроил эту войну?
- А зачем это пояснять? Если человек голодает, ты не будешь ему объяснять, кто виноват в этом. Ты дашь ему кусок хлеба, вот и всё.
- Современные школьники подвергают всё сомнению. Они мыслят независимо, особенно ваши лицеисты.
- Да, конечно, свободно. Но у них есть константы. Мы их учим математике. Они знают, что константы существуют независимо от тебя, веришь ты или нет. Именно так в них закладываются кирпичики нравственности. У гуманитариев, к сожалению, этой культуры нет.
- Назовите самую важную константу.
- Первая константа для человека - это мама. Можно всех предать, оскорбить, потом у Бога попросить прощения... Но если ты переступил через свою маму, если ты обидел её - ты как человек кончаешься. Дальше всё понятно.
О конкурсе в лицей
- Конкурс в лицей вырос за последние годы?
- Да он не снижался. У нас школа ломится. Сегодня с завхозом мозговали, как чистоту наводить. Некогда! Заканчиваются занятия в лицее - начинаются дополнительные кружки и курсы. В лицее 500 учеников, а ещё 1 000 ребят приезжают заниматься со всего города. 1 500 человек в маленькой школе!
- Ого. Расскажите, откуда столько.
- Мы готовим к поступлению в первый класс, это школа «Зёрнышки». Там на курсе 40 человек примерно, и ещё человек 100 в очереди ждут. Дальше. Самое главное - это отбор в пятый класс, наша воскресная школа. Плюс ребята пятых-девятых классов из других школ приезжают на кружки по математике, физике и т. д. Обычно мы берём одного-двух человек из двух сотен. Ещё большой поток - курсы подготовки к ЕГЭ по математике, информатике, русскому, физике, и ещё учим писать сочинение. Весь город едет сюда.
- Ещё одну такую школу можно было запросто укомплектовать.
- Нет, я уже отступился от этой темы. Я свыкся с мыслью, что хорошо быть Лихтенштейном, Люксембургом…
- …Андоррой.
- Да-да. Маленькие независимые княжества, карликовые государства, в которых почти невозможно получить подданство.
- Сейчас у вас такая административная поддержка! Можно было бы…
- Да нет. Уже не хочется. У меня есть другая мечта. На улице Тимирязева была табличка, что в таком-то доме жил и работал Ярослав Гашек. Во время судебных дел надо мной табличка пропала. Я к Гашеку отношусь с огромной любовью. Дедушка и бабушка говорили мне, что я бравый солдат Швейк. Для меня дело чести и моей жизни - вернуть табличку на место или сделать новую. Уже и первый космонавт Чехии Владимир Ремек и посол Чехии в России знают о том, что в Челябинске пропала табличка, и готовы финансово участвовать в её восстановлении.
О терпении и труде
- Чего вы ждёте от будущего?
- Ничего хорошего. России нужны старцы. Такие, как Сахаров, Солженицын, Лихачёв. Если не во власти, то в качестве советников. Чтобы правители России приходили к ним и спрашивали: как сделать лучше? Нет старцев. Поэтому ничего хорошего не будет. Сейчас надо попасть в депутаты, и тогда у тебя будет и бизнес, и власть, и всё. Не будешь депутатом - разорят, сломают, съедят. Депутаты могут творить что душе угодно, а из них константы делают. Дутые константы! Это очень плохо.
А ум сейчас есть только в одной стране - в Китае. Китайцы скоро будут жить не только у нас в стране, они во всех странах поселятся. Это единственная нация, которая понимает, что самая большая сила - в терпении. И в труде.
- Они завоюют мир?
- Знаешь, откуда выходят лучшие математики? Провели исследование в ведущих университетах мира. Больше всего талантливых математиков - из юго-восточного Китая, из тех провинций, где тысячелетиями выращивают рис. Уже больше 20 лет на международных олимпиадах школьников никто кроме китайцев не побеждает. 20 верхних команд состоят только из китайцев, даже если это команды из Тайваня, Сингапура, Австралии, Америки.
А самое потрясающее вот что. Они отбирают в начальную школу талантливых детей - тех, у кого замечены труд и терпение. И в начальной школе учат писать и левой, и правой рукой. Не писать даже, а работать. В левый день - всё делаешь левой рукой, а в правый - правой. И за четыре года ребёнку руки делают равноправными! Развивают оба полушария.
По сравнению с Китаем мы слабаки. Даже если мы захотели бы собезьянничать - не выйдет. У нас ни денег нет, ни сил, ни специалистов, чтобы готовить математиков будущего. А они их готовят.
- Всем надо сдаваться?
- Да, надо сдаваться.
- Странно от вас такое слышать.
- Ну, мы рис никогда не вырастим.
- А ваша Андорра устоит при любом Китае?
- Да. Потому что Китай ценит произведения искусства. Оставят Швейцарию, Париж, Рим, Афины, Андорру... Будущее будет китайским. Но константы они сохранят.