aif.ru counter
1196

Немцы плакали, уходя под Сталинград. Писатель - о войне и Колыме

АиФ-Челябинск №19 10/05/2017
Трактор С-80 вошел в историю как покоритель целинных земель.
Трактор С-80 вошел в историю как покоритель целинных земель. © / Quaschinsky, Hans-Günter / Commons.wikimedia.org

Член Союза писателей РФ Алексей Кухарев проработал 37 лет конструктором на ЧТЗ. Но не менее важным трудом, чем конструкторские разработки для тракторов, он считает свою автобиографическую поэму «От студенчества вверх, к совершенству!».

Вермахт на полу

Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Вам пришлось провести детство под немецкой оккупацией. Запомнили ли что-то из того времени или, как говорят некоторые, детское восприятие скрасило даже те тяжёлые годы?

Алексей КухаревАлексей Кухарев: Когда пришли немцы, мне было пять лет, кое-что я уже понимал. Хотя воспринимал всё происходящее без какого-либо страха. Возможно, потому что немцы, которые стояли у нас в деревне, были нормальными людьми - каких-то неприятных эпизодов не было.

Жили мы в ту пору с мамой и сёстрами в селе Благодарном в Ставропольском крае. Отец и брат ушли на войну. Долгое время немцев мы и не видели. Но однажды, помню, проснулся я, спустил ноги с кровати, а на полу немцы лежат! В форме и почему-то с чёрной бумагой на лицах - уж не знаю, то ли от солнца днём глаза прятали да так и не сняли, а то ли от мух. Винтовки они у стола поставили. Я как увидел, сразу к оружию пошёл - уж очень любопытно было, хотел потрогать. К счастью, мама вовремя заметила и отогнала меня от винтовок.

- Немцы с вами общались?

- Насколько позволял язык. Один из немцев маме показывал фотографию своей жены и дочери, пытался рассказывать о них. А когда им пришла пора уходить со двора и ехать на фронт, они даже плакали - их отправляли под Сталинград, а среди немцев уже ходили страшные слухи о той битве.

В другой раз я к очередному немцу-постояльцу залез в дорожный сундучок. Немец был уже в возрасте, а своё добро в сундучке раскладывал очень аккуратно. Я ему всё там переворошил, нашёл бритвенные лезвия. Вдруг чувствую, кто-то хватает меня за шиворот и тащит во двор - это меня тот немец застал за разорением сундучка. Но он мне только пальцем погрозил и прочитал нотацию - даже не отшлёпал.

- А возвращение Красной Армии помните? Не проспали, как приход немцев?

- Конечно, помню! Мы с мамой вышли встречать наши танки - их, правда, всего два через нашу деревню проехало. Это был 1943 год. Отец, к сожалению, погиб, а вот брату посчастливилось вернуться домой. Кстати, после войны нам пришлось даже тяжелее - очень уж голодно стало. И колоски собирали, и любую другую еду. А самому мне пришлось на работу выйти в 13 лет - копны собирал после комбайна. Приходилось целыми днями вилами махать. Хотя и развлечения были, только своеобразные. Например, со сбитого «Юнкерса» мы сдирали фольгу, которой серебрили зубы.

В чём ошиблись на целине?

- Получается, в ту пору вам было не до стихов и литературы. А как же получилось, что стали писать?

- Как ни странно, работа в колхозе опосредованно на это повлияла. Я поступил в Ставропольский сельскохозяйственный институт. До вуза писал немного стихи. А вот во время учёбы расписался вовсю. Началось всё с невинных студенческих стихотворений - описывал наши будни, придумывал прозвища друзьям, преподавателям. Конечно, встречались там грубоватые выражения - потом, когда некоторые те студенческие стихотворения стали частью поэтической автобиографии, нецензурные выражения пришлось убрать.

Собственно, больше всего стихов в книге именно про мои студенческие годы. Сколько у нас было семестров, столько и глав.

- Знаю, что потом вы поехали на целину. Были одним из тех энтузиастов, которые откликнулись на призыв Хрущёва осваивать новые земли?

- Не совсем так. Я ведь был выпускник аграрного института. Поэтому нас сначала отправили в Казахстан на целину на производственную практику. Прямо всем курсом. А уже потом мы и сами решили поработать в степях.

- Верно ли, что условия были крайне тяжёлые и на местах просто не готовы были принять столько молодёжи?

- Что верно, то верно. Условий, можно сказать, не было никаких. Жить нам пришлось в палатках, спать на соломе, а погода в степях менялась резко. Были и другие опасности. Однажды мне надо было дойти до колхоза пешком. Расстояние было совсем небольшое, я был уверен, что справлюсь. Но меня сбило с толку отсутствие каких-либо ориентиров - в степи ведь даже столбика не сыщешь! Я заблудился и лишь с трудом отыскал дорогу.

Но, несмотря на все трудности, считаю, что мы сделали большое дело - столько колхозов появилось на пустом месте! Хотя, конечно, с точки зрения агротехники были и просчёты. Так, участились пыльные бури из-за неправильных методик растениеводства. Кроме того, нас усиленно призывали сеять побольше хлеба - мы так и делали, а потом выяснилось, что зерна-то много, а элеваторов не хватает! В результате целые барханы зерна лежали под открытым небом и постепенно сгнивали. Но, кстати, эти просчёты не были секретом и в советское время - об этом ещё Брежнев писал в своей книге про целину.

Испытания на Колыме

- Как же получилось, что после целины вы попали в Челябинск?

- А я всегда мечтал устроиться на работу на ЧТЗ. Трактора мне нравились - и в родной деревне, и на целине. Я хорошо в них разбирался, ремонтировал, если придётся. Честно говоря, отношение к технике было тогда ужасным. На целине у нас было 11 тракторов, а работал лишь один, потому что за техникой мало кто ухаживал, говорили: ничего, мол, ещё пришлют, если понадобится! Мне такое отношение не нравилось. И самому хотелось как-то усовершенствовать конструкцию тракторов, чтобы служили дольше, были легче в управлении и эксплуатации.

Так что при первой же возможности я приехал в Челябинск и пришёл на ЧТЗ. Стал конструктором - был очень счастлив, что сбылась моя мечта.

 

- Правда ли, что новые тракторы вы испытывали в условиях Крайнего Севера?

- Да, с коллегами мне довелось испытывать Т-330 на Колыме. К сожалению, суровых условий эта техника не выдержала. Воздушный двигатель не подходил для северного климата, были и другие конструкторские ошибки. И у местных жителей были претензии. Позднее мне пришлось испытывать наши трактора и на Дальнем Востоке. Технику мы в целом делали неплохую, но, скрывать не буду, случались и неудачи. И всегда мы следили за разработками конкурентов. Однажды, помнится, взяли японский трактор, испытывали его, сравнивали, смотрели, что можно позаимствовать.

- Своего рода импортозамещение той поры?

- Верно. Но должен сказать, что иностранные производители так же испытывали и наши тракторы - мы об этом точно знали.

Собственно, мы можем сделать любой трактор, но до сих пор нас подводит то, что, бывает, экономим на материале. Думаю, качественный материал в оборонную отрасль уходит. Идей у нас много, а вот воплощение хромает.

Печалит меня и то, что сейчас происходит с ЧТЗ. Раньше там конвейер работал, а сейчас собирают на стапелях единичные машины. Схожая ситуация и на многих других заводах. Я этого не понимаю. Есть ведь и сырьё, и инженеры - так почему бы не делать своё? Но мы почему-то всегда отстаём.

- Некоторые считают, что всему причиной плановая экономика, отрыв от мировых рынков во времена СССР.

- Не согласен. А как же Крымская война? Тогда мы в самом грозном масштабе убедились, что сильно отстаём! Другое дело, что были у нас правители, промышленники, которые доказывали, что нам под силу настоящие прорывы. Например, Пётр Первый, когда лично освоил 14 ремёсел, или же Демидовы, при которых мы стали плавить металл больше и лучше шведов. Можно вспомнить и танк Т-34, и пушку Грабина, эти вооружения были признаны всем миром одними из лучших за всю историю Второй мировой войны. Но хотелось бы, чтобы мы удивляли мир своими разработками не только в экстремальных условиях.

Досье

Алексей Кухарев. Родился в 1937 году в селе Благодарном Ставропольского края. В 1959 году окончил механический факультет Ставропольского сельхозинститута. Работал на целине в Кокчетавской области Казах- ской CCР. Затем трудился в конструкторском отделе ЧТЗ. Награждён медалями Правительства России. Член Союза писателей РФ.

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество