Вы знаете, кто основал Челябинск? Имя основателя города словно бы покрыто какой-то завесой. А между тем, есть конкретный человек, которого можно считать отцом-основателем Челябинска, но в городе его имя не увековечено. Почему?
Речь идёт о полковнике Алексее Тевкелеве. Не так давно "Центр гражданских инициатив" решил озаботиться этим вопросом, но сразу же столкнулся с очень эмоциональной реакцией башкирской общины Челябинска. Реакция была бурная и однозначная: Тевкелев, дескать, палач башкирского народа, и его имени не место на карте города. Мы попытались разобраться в ситуации.
Нужен компромисс
Станислав Мальцев, представитель "Центра гражданских инициатив":
- Я сам увлекаюсь историей, но когда меня спросили: "Кто основал Челябинск?", - я не смог ответить. Странно, согласитесь? Всё-таки у нас не маленький город, а имя основателя известно далеко не всем. Разве Алексей Тевкелев не достоин увековечивания? Это может быть либо памятник, либо улица, названная в его часть. С этой идеей мы обратились в городскую экспертную комиссию управления культуры Челябинска. Там нам ответили, что необходимо согласие башкирской общины.
Мы вышли на курултай башкир и столкнулись с очень эмоциональной и негативной реакцией на имя Тевкелева. Мы понимаем всю сложность вопроса, готовы к обсуждению, выработке некоего компромиссного варианта. Если докажут, что Тевкелев действительно повинен в неких зверствах по отношению к башкирскому населению, найдём, надеюсь, хоть какие-то точки соприкосновения. Сейчас готовим социологический опрос среди башкир, собираемся пригласить эксперта из Башкортостана. Думаю, компромисс возможен. Поверьте, конфликт вокруг истории никому не нужен.
Гаяз Самигулов, кандидат исторических наук, заместитель директора Археологического центра города Челябинска:
- Моя позиция - вопрос надо обсуждать, привлекая учёных, изучая архивные документы. Все рассказы о зверствах Тевкелева идут от сообщения в "Истории Оренбургской" Петра Рычкова, изданной в конце XVIII века. Там рассказывается, что полковник при подавлении бунта в селе Сиянтуз Балакинской волости уничтожил всё население, включая женщин и детей, а это почти 2 тысячи человек. Загонял людей в избы и сжигал. После разрушил ещё не менее 50 деревень, вешал мужчин, раздавал женщин и детей в дворовые люди. Но всё это было записано спустя 20 лет после описываемых событий. Мы привыкли доверять старинным авторам: мол, они тогда жили и всё сами видели. А это не всегда так. И многие авторы - просто люди, которые могли забывать, путать, писать со слов сомнительных очевидцев. "История Оренбургская" авторства П. Рычкова - не документ, а изучать надо именно документы того времени.
Реакция же башкир объяснима - для них Тевкелев однозначный негативный символ. Это передаётся из поколения в поколение: Салават Юлаев - герой, а Алексей Тевкелев - палач. Хотя часть самих башкир о нём и понятия не имеет. Надо разбираться, так ли уж ужасен этот Тевкелев.
Это не та фигура
Гадель Валеев, доцент кафедры русского языка ЧелГУ, действительный член Международной тюркской академии, заместитель председателя курултая башкир Челябинской области:
- Долгое время отношения царского правительства и башкир были очень хорошие. Ко времени жизни Тевкелева башкиры были в составе России в течение почти двухсот лет. Но по мере усиления крепостного гнёта требовалось всё больше земель, началась колонизация. Местные власти нередко допускали злоупотребления, отсюда случались бунты.
Да, Тевкелев был служивый человек, но ведь и служить можно по-разному. А он делал себе имя на карательных акциях. Сжечь деревню с населением в 2 000 человек... Это большое поселение, даже по современным меркам. Вероятно, туда были согнаны люди из окрестных деревень.
Я считаю, что не надо ему ставить памятник или называть в его честь улицу. Это, в общем-то, второстепенная фигура в истории. Не факт, кстати, что именно он основал Челябинск. Есть более важные фигуры - тот же Татищев например.
О ком спор?
А. Тевкелев (настоящее имя - Кутлу-Мухамет Маметов) родился в 1766 году в семье крещёных татар. Служил при Петре I "переводчиком по секретным делам", участвовал в Персидском походе. Звание полковника получил за присоединение к России Малого жуза Киргиз-кайсацкой орды.
Участвовал в основании Оренбурга, а 13 сентября 1736 года заложил Челябинскую крепость. Возглавлял карательный отряд при подавлении восстания башкир в 1735-40 годах. С 1739 года был во главе комиссии иноверческих и пограничных дел. Известны случаи обращения Екатерины II к Тевкелеву при выработке решений по восточным делам. Выйдя в отставку, он построил Варзиано-Алексеевский медеплавильный завод.