Сенсация - именно так даже сами археологи, обычно осторожные на громкие слова, определяют результаты раскопок сарматского захоронения возле южноуральского села Кичигино. Здесь была обнаружена могила древней жрицы - настоящая сокровищница, полная золота и таинственных предметов.
Таковы результаты экспедиции, организованной совместно Челябинским научным центром УрО РАН, областным краеведческим музеем и ЮУрГУ. Экспедиция еще не окончила свою работу. Ученые уверяют, что в земле Южного Урала спрятано еще немало археологических сенсаций и некоторые из них могут даже превзойти Аркаим. Чего нам еще ждать? И какие тайны открыло захоронение сарматской жрицы, жившей больше двух тысяч лет до нас?
Об этом мы беседуем с директором археологического научного центра, доктором исторических наук, профессором Сергеем БОТАЛОВЫМ.
Тайны кургана
- На самом деле о курганном могильнике у села Кичигино мы знаем уже более 20 лет, - говорит Сергей Геннадьевич. - Последние пять лет с ужасом наблюдал, как курган постепенно разрушается. И когда на пашне стали находить кости, то понял: надо спасать памятник. Так что экспедицию под руководство профессора Александра Таирова можно назвать спасательной. Результаты превзошли все ожидания. Погребения IV века до нашей эры оказались неразграбленными.
- То есть было два захоронения? Кто там покоился?
- В одном воин, погибший, вероятно, в бою - в области сердца нашли наконечник стрелы. Но самой впечатляющей была могила жрицы, где найдены многочисленные, в том числе и золотые, украшения. Кроме того, там были найдены зеркало, бронзовая посуда, браслеты и бусы - по-видимому, это всё ее личные вещи. И воин, и жрица принадлежали к племени сарматов, чрезвычайно могущественному народу, который некогда вытеснил из степей скифов и наводил страх даже на римлян.
- Этот народ исчез бесследно?
- Не совсем. Потомками их можно назвать касогов, языгов, аланов, вообще многие народы Кавказа и Балкан, да и мы с вами в какой-то степени их потомки.
- Удалось что-нибудь узнать о таинственной жрице?
- Во-первых, то, что она действительно жрица - об этом свидетельствуют ритуальные предметы. Во-вторых, удалось определить ее возраст - она оказалась женщиной довольно пожилой, за 60 лет, что для тех времен редкость. Правда, здоровьем она похвастаться не могла - страдала болезнями позвоночника, у нее была покалеченная левая рука, где не хватало нескольких пальцев. В-третьих, она была богата - речь не только о золоте, но и о прочих украшениях, привезенных явно из далеких краев. Это и индийские бусы, и шейная гривна, которую, скорее всего, доставили из Ордоса - это район в Монголии.
- А можно ли узнать, как выглядела эта женщина в реальности?
- Да, мы с коллегами собираемся провести полную реконструкцию. Обещаю, вы увидите ее лицо и даже костюм, который она носила. Сама ткань, конечно, не сохранилась, но по остаткам в других курганах мы знаем, как одевались знатные сарматские женщины. Когда реконструкция будет закончена, нашу жрицу можно будет увидеть в одном из залов областного краеведческого музея.
- А ее имя удастся когда-нибудь узнать?
- Увы, сарматы не пользовались письменностью, так что ее имя мы никогда не узнаем. Кстати, и письменность не всегда помогает. К примеру, в Китае начертание иероглифов не менялось существенно веками, но и там при раскопках захоронений, украшенных надписями, редко когда удается узнать имя погребенного. Эта тайна остается в глубине веков.
Не Аркаимом единым
- Почему именно эта находка наделала столько шума? Всё дело в золоте? Подтверждается старая истина, что, хотя для археолога иной кувшин ценнее золота, сенсацию породит только клад?
- Да, доля истины в том есть. Хотя не будем лукавить, и археологу всегда приятнее не собирать что-то по кусочкам, а найти нечто ценное и, можно сказать, цельное - те же прекрасно сохранившиеся золотые украшения. Мало кто слышал про не менее сенсационное открытие погребения бронзового века в Уйском районе, а тут вести с раскопок сразу попали в новости! Но ценность не в золоте как таковом, а в том, что подобные открытия открывают людям глаза - они начинают понимать, что живем мы на перекрестке древних путей, что до нас тут жили легендарные народы, что край наш - не некая забытая историей провинция, где никогда и ничего не происходило.
- Но разве не пришло понимание этого с открытием Аркаима?
- В нашей области есть некий перекос в сознании людей: мол, если древность глубокая, то непременно Аркаим! Я сам участвовал в открытии этого городища, но Аркаим - это просто точка в истории, куда пытаются запихнуть всю древность, а у нас на самом деле таких точек множество! На Южном Урале насчитывается до 10 тысяч археологических памятников - разумеется, разной значимости. В иных районах Китая памятников меньше, чем на Южном Урале.
- То есть не исключено, что под землей скрываются еще более богатые сарматские погребения?
- Я в этом уверен! У сарматов была своя аристократия, хотя, не скрою, до недавнего времени мы считали, что основные их усыпальницы сосредоточены на юге - Филиповка и Прохоровка в Оренбургской области. Но вот видите, и южноуральская земля таит немало сюрпризов.
- Не боитесь "черных археологов"? Тех, кто раскапывает древние могилы исключительно в целях личной наживы?
- Да, есть опасения, что после нашего открытия активизируются "черные археологи" - как пришлые, так и местные. Но мы к этому готовы. К тому же кургану в Кичигино так просто не подберешься. Примем меры. Хотя охочим до наживы горе-копателям хочу сказать: не так просто продать какую-либо древность. Очень тонкий рынок, где все друг друга знают и все друг за другом следят. Да и ФСБ с МВД, знаете ли, не дремлют. К тому же не надо думать, что если говорят о золоте в погребении, то там его тонны. Счет идет на граммы, у нашей сарматской жрицы украшения из золотой фольги.
- Но дело, вы же сами сказали, не в золоте...
- Да, в исторической ценности. В осознании того, что все земли древние, везде люди жили. У каждой территории своя судьба. Свои, не разгаданные еще тайны.